На первый взгляд новости не согласуются между собой: канцлер Германии собирается завтра в Москве дать мощный импульс германо- российскому сотрудничеству в экономической области. Одновременно немецкие банки беспокоятся за кредиты, которые они предоставили российскому нефтяному концерну ЮКОС. 'Каким образом может быть тесным 'стратегическое партнерство', если иностранные инвесторы, судя по всему, вынуждены дрожать за свое добро?' - задаются многие таким вопросом.
Однако, противоречие не такое уж и кричащее. ЮКОС - это особый случай и не типичен для отношений с иностранными партнерами. Он имеет отношение не только к политическому соперничеству бывшего главы ЮКОСа Ходорковского с Путиным. Предприятие торгует тем важным товаром, который, как считает Москва, должен обеспечить России в будущем статус великой державы: этот товар - нефть и газ. Путин постоянно подчеркивал то, что Москва хочет в этой сфере получить более сильные позиции. Впрочем, теперь он должен доказать, что дело ЮКОСа это единичный случай, и что правилом является правовая безопасность.
С немецкой точки зрения в любом случае правильно, чтобы укрепление двусторонних экономических отношений было делом руководства. Дело в том, что недавно было принято стратегическое решение, что Германия и ЕС будут меньше получать энергоносители из стран нестабильного Ближнего Востока и больше - из России. Это ведет к новой зависимости.
Возможно, именно это необходимо в интересах тесного сотрудничества. Дело в том, что чем интенсивнее контакты, чем больше переплетение экономик и чем больше Россия будет связана с ЕС и в большей мере интегрирована в ВТО, тем лучше перспектива политической стабильности. И тем меньше опасность того, что Россия однажды перекроет газовый вентиль.
Поэтому в рамках германо-российского диалога должна присутствовать критика. Шредер (Schroeder) во время встречи должен обязательно напомнить, что стратегическое партнерство предполагает доверие и соблюдение принципов правового государства. Шредер должен также обязательно напомнить о том, что стабильная, либеральная демократия - это та политическая система, в условиях которой лучше всего функционирует рыночная экономика. Однако по отношению к России следует избегать всякой заносчивости. Это рецепт успеха в отношениях со страной, которая видит себя великой державой.