'Королевой бала' на субботнем торжественном обеде в честь чемпионов Уимблдона несомненно была семнадцатилетняя Мария Шарапова, но она - не единственная из россиян, кто приковывает сегодня внимание лондонской публики. Только что пришло подтверждение, что новым владельцем роскошного особняка стоимостью в 74 миллиона долларов по соседству с Кенсингтонским дворцом, где жила покойная принцесса Диана, стал российский нефтяной магнат Михаил Блаватник - таким образом он пополнил быстро растущий список богатых и знаменитых россиян, постепенно превращающих Лондон в 'Москву на Темзе'.
Россияне, как по мановению волшебной палочки, буквально наводнили Британию, особенно Лондон - эта страна стала настоящим 'магнитом', притягивающим новых богачей и супербогачей, стремящихся найти надежное убежище для своих денег и купить себе место в элите из элит - воплощении западной 'светскости' и респектабельности.
Они соперничают между собой в борьбе за самые дорогие особняки страны. Один миллиардер покупает футбольный клуб 'Челси' и переманивает туда кое-кого из самых 'дорогих' и талантливых игроков планеты, другие превращают Лондон в штаб-квартиру своих операций по купле-продаже нефтяных, газовых и металлургических фирм мирового масштаба. Российские бизнесмены (почти всегда это мужчины) и их родственники отдают своих детей в самые дорогие частные школы Британии и тратят огромные суммы в домах мод и ресторанах, скупают произведения искусства. На лондонских улицах сегодня так часто слышишь русскую речь, что администрация дворца Хэмптон-Корт - резиденции короля Генриха Восьмого, правившего в 16 веке - уже планирует создать русскоязычную версию своего электронного путеводителя.
Конечно, кого-то из них нельзя назвать настоящими россиянами. Светловолосая звезда Уимблдона Шарапова, к примеру, переехала во Флориду в семилетнем возрасте и напоминает скорее классический тип смешливой американской девчонки, чем беженку из Чернобыля (хотя это тоже часть ее биографии). Блаватник - вообще, гражданин США: еще в 1978 он - в то время нищий эмигрант - поселился в Нью-Йорке.
И все же Шарапова выступала под российским флагом, и сам бывший президент России Борис Ельцин позвонил ей, чтобы поздравить с победой. Обретенный ею звездный статус, по словам специалиста по 'раскрутке' знаменитостей Макса Клиффорда (Max Clifford) через десять лет будет приносить Шараповой до 180 миллионов долларов годового дохода, и именно Лондон, скорее всего станет той мировой столицей, что обеспечит ей доступ к международным СМИ и рекламодателям. Что же касается Блаватника, то, по утверждениям британских СМИ, Лондон для него - не просто удобный 'перевалочный пункт' на пути между Нью-Йорком, где живет его семья, и предприятиями, которыми он владеет в России. Только что отремонтированный особняк по адресу Кенсингтон Пэлэс Гарденс 15а - некогда флигель старого здания советского посольства - считается идеальным местом для организации светских мероприятий, призванных ознаменовать его вступление в ряды британского высшего света.
Говорят даже, что в борьбе за этот особняк с 10 спальнями и 9 ванными комнатами Блаватник 'перебил' цену, предложенную Романом Абрамовичем, несомненно, самым известным из 'лондонских' российских олигархов, который в прошлом году приобрел футбольный клуб 'Челси' и недвижимость в британской столице, выложив почти 540 миллионов долларов из собственного кармана. Как и Блаватник, он сколотил свои миллиарды на нефти, и владеет теперь особняком ценой в 80 миллионов долларов на Итон-сквер, а также поместьем в Сассексе площадью в 450 акров. По сообщениям прессы, еще двое российских миллиардеров - их имена не разглашаются - одновременно предлагают по 90 с лишним миллионов долларов за поместье лорда Хескета (lord Hesketh) в Нортхэмптоншире. Борис Березовский, чье состояние в 1990е гг. считалось крупнейшим в России, живет в Стэнли-хаусе - здании эпохи короля Георга, расположенном посреди крайне уединенного эксклюзивного поместья в Кингс-Челси, приобретенного за 400 миллионов долларов.
'Мы уже достигли того этапа, когда почти на каждой из престижных улиц Лондона проживает хотя бы один россиянин, - заявил в интервью газете "Guardian" Стивен Маллен (Stephen Mallen) из крупнейшей лондонской фирмы по торговле недвижимостью 'Knight Frank and Rutley'. - Эта тенденция постепенно развивается уже пять лет, но в последние два года она явно ускорилась'.
По последним данным министерства внутренних дел, в 2002 г. россиянам было выдано 167000 виз, что на 25000 превышает цифру за предыдущий год - для сравнения, в том же году Британию посетило 4220000 американцев (они пользуются правом безвизового въезда). Цифра за 2003 г., как ожидается, будет намного выше - по оценкам российского посольства в Лондоне, в британской столице и ее окрестностях проживает как минимум 50000 россиян. (Число американцев, постоянно живущих в Британии, составляет примерно 330000).
Большинство из них - от Михаила Фридмана из 'Альфа-Груп' до Вагита Аликперова из 'Лукойла' и Владимира Потанина - входящего в пятерку богатейших людей России (его личное состояние оценивается в 1,78 миллионов долларов) - объединяет одно: они контролируют или владеют гигантскими сырьевыми ресурсами России и имеют доступ к лондонскому Сити - крупнейшему финансовому центру мировой торговли нефтью, газом и металлами. Как говорят, олигархов - каждого из них сопровождает орда помощников, советников, адвокатов и начинающих предпринимателей - вполне устраивают либеральное законодательство и традиции Британии.
'Лондон привлекает этих людей потому, что там 'деньги всегда правы', а значит - они в безопасности, - отметил в интервью 'United Press International' Владимир Буковский, один из самых известных диссидентов советской эпохи, с середины 1970х гг. живущий в Кембридже. - В России они не могут чувствовать себя в безопасности. Россия - зона бедствия. Люди зарабатывают деньги тяжким трудом - они просто хотят выбраться из страны. Сегодня молодежь в России работает больше, чем мы в свое время. Россияне, добившиеся успеха, хотят выехать в Америку потому, что это крупнейший рынок, но жить они скорее всего будут в Британии, поскольку Европа больше напоминает им дом, а в Англии они чувствуют себя в большей безопасности, чем во Франции или Германии'.
Можно сказать, подобным образом дело обстояло всегда. Первым совместным предприятием в Англии стала Московская компания, образованная в 1553 г. для обмена английского сукна на русские меха. В 1696 г. Лондон инкогнито посетил царь Петр Великий - столица произвела на него такое впечатление, что по возвращении домой он основал Санкт-Петербург и вывез в Россию сотни английских кораблестроителей для создания собственного флота. Маркс, Ленин и Троцкий регулярно посещали Лондон и учились там - последний, кстати, пришел к выводу: англичане настолько меркантильны, что готовы даже продать палачу веревку, на которой он их же и повесит.
Впрочем, вопрос, станет ли присутствие россиян со столь высоким социальным и финансовым статусом постоянной чертой лондонской жизни, представляется неясным. В России деятельность некоторых крупных бизнесменов становится объектом уголовных расследований по обвинениям в незаконных торговых и биржевых манипуляциях, а британских чиновников беспокоят вопросы о возникновении в стране русской мафии и отмывании денег. Одним из проявлений этой неопределенности стала статья, опубликованная в понедельник на первой странице 'Times', где сообщалось о банкротстве одной компании, 'по всей вероятности, находящейся под контролем' Романа Абрамовича, которая задолжала своему партнеру - западному банку - 15 миллионов долларов.
'Принудительное рассекречивание бухгалтерских документов и финансовых операций в ходе международной 'охоты' за потерянными миллионами может привести к разоблачению тайн империи Абрамовича', - говорится в статье.