Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Опасное чувство европейского благодушия

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Прошло уже четыре месяца с тех пор, как исламские террористы погубили жизни 191 человека 11 марта в Мадриде. А испанское правительство, похоже, и не собирается что-либо предпринимать для того, чтобы предотвратить нечто подобное в будущем. Любого человека, пережившего в Америке последствия событий 11 сентября 2001 г. и впоследствии участвовавшего в акции возмездия, относительное бездействие Испании и других европейских стран в отношении мартовского теракта в Мадриде просто шокирует

Прошло уже четыре месяца с тех пор, как исламские террористы погубили жизни 191 человека 11 марта в Мадриде. А испанское правительство, похоже, и не собирается что-либо предпринимать для того, чтобы предотвратить нечто подобное в будущем. Любого человека, пережившего в Америке последствия событий 11 сентября 2001 г. и впоследствии участвовавшего в акции возмездия, относительное бездействие Испании и других европейских стран в отношении мартовского теракта в Мадриде просто шокирует.

Европа просто обязана извлечь урок из недавней трагедии. Взрывы можно было предотвратить. Испанское правительство не смогло этого сделать ввиду явных структурных недостатков, существующих в национальном антитеррористическом законодательстве и порядке его применения. Большинство европейских стран имеют те же самые уязвимые точки, какие были у Соединенных Штатов до недавнего времени. Еще не поздно все поправить, если выбранные народом лидеры осознают природу возникновения этих слабых мест и будут готовы действовать. К сожалению, испанцы еще не начали проводить самокритичный анализ причин, по которым их правительство не смогло предотвратить недавний теракт. Опрос общественного мнения, проведение которого началось вчера, вряд ли сможет помочь им в решении этой задачи. Следственная комиссия состоит членов парламента, которые по своим убеждениям принадлежат к оппозиционным партиям, что ставит под сомнение их беспристрастность и способность выработать объективную и независимую точку зрения, так необходимую в сложившейся ситуации.

Мадридский теракт очень похож на события 11 сентября 2001 г., если говорить о неспособности правительственных учреждений вести обмен информацией о надвигающейся террористической угрозе. Несмотря на то, что администрация президента США обладала мизерным объемом данных, имеющих непосредственное отношение к сентябрьским взрывам, нет никаких сомнений в том, что решающее действие на способность Вашингтона предсказать катастрофу, так сказать, привести все числа к общему знаменателю, оказала 'стена отчуждения', существующая между американскими правоохранительными органами и разведслужбами. Об этой проблеме заговорили сразу же после взрыва Всемирного торгового центра.

Президент Джордж Буш (George Bush) стал проводить ежедневные совещания с руководителями своих правоохранительных органов и разведывательных управлений. Конгресс устранил все установленные законом положения, ответственные за возникновение 'стены отчуждения', и принял 'Патриотический акт'. Федеральное бюро расследований, Центральное разведывательное управление, недавно образованный Департамент национальной безопасности и множество других государственных органов теперь просто обязаны предоставлять информацию о возможных террористических действиях не только друг другу, но и напрямую Белому дому. Если в американском правительстве и случится когда-нибудь прокол в процессе обмена информацией, то его причины будут объясняться должностными преступлениями или некомпетентностью со стороны государственных чиновников, а не необходимостью слепо следовать установленным правилам.

К сожалению, ничего подобного не происходит ни в одной из европейских стран. За исключением Великобритании и в меньшей степени Франции европейские страны столкнулись с проблемой 'приведения чисел к общему знаменателю' в еще большем масштабе, чем Соединенные Штаты до событий 11 сентября 2001 г..

Так что же должны делать правительства европейских стран для того, чтобы увеличить свои шансы по предотвращению еще одного теракта? Лидер каждой страны должен приказать правоохранительным органам и разведслужбам обмениваться друг с другом всей информацией, имеющей отношение к деятельности террористических организаций, в том объеме, который предписан существующим законодательством. В некоторых случаях имеет смысл организовать 'мозговой центр', который будет заниматься обработкой информации о внешних и внутренних террористических угрозах, как это делается в США и Великобритании, или создать специальную тактическую группу, в состав которой входили бы внутринациональные правоохранительные органы, занимающиеся расследованием деятельности террористических организаций в отдельно взятом регионе. Только такая межведомственная работа может послужить залогом эффективной антитеррористической деятельности, если существующее законодательство запрещает полиции пользоваться услугами спецслужб при проведении антитеррористических операций внутри страны.

Несмотря на то, что законодательства в разных странах довольно существенно отличаются друг от друга, существует три основных требования, соблюдение которых определяет эффективный правовой режим при ведении антитеррористической деятельности в отдельно взятой стране. Во-первых, местным правоохранительным органам необходим жизнеспособный регламент, разрешающий использование внешней разведки для установки прослушивающих устройств, получения ордеров на обыск и получения разрешения на использования любого другого метода слежения.

Во-вторых, прокуроры нуждаются в полномочиях, разрешающих использование данных, полученных при помощи внешней разведки, в процессе судопроизводства, при этом законность действий прокуратуры не должна вызывать каких-либо сомнений, а риск разглашения информации должен быть сведен к нулю. В-третьих, аналитикам разведслужб необходимо предоставить доступ к информации, собранной правоохранительными органами или полученной от людей, имеющих непосредственное отношение к деятельности террористических организаций или разработке конкретного теракта. В системе права большинства европейских стран эти основные требования отсутствуют. Более того, в настоящее время ни одно европейское правительство, включая испанское, не найдет в себе силы для того, чтобы предложить разумное и сбалансированное правовое решение проблемы, связанной с существованием недостатков в законодательстве.

Вот почему испанцам для расследования теракта 11 марта необходима независимая и политически пассивная комиссия, состоящая из политических деятелей, не входящих в правительство и ставящих государственные интересы выше своих собственных. Ей должен помогать опытный и независимый персонал, необходимы время и деньги в том объеме, который позволил бы успешно выполнить поставленную задачу. Члены комиссии должны иметь полный доступ ко всей секретной информации, собранной правоохранительными органами и разведслужбами и имеющей отношение к террористическим угрозам и антитеррористическим операциям, предшествующим 11 марта. Но самое главное, комиссия обязана дать четкие рекомендации по реформированию испанского антитеррористического законодательства и порядка его применения.

С учетом широкого характера и взаимосвязи структурных задач антитеррористической деятельности, вся Европа только выиграет от создания независимой комиссии, расследующей события 11 марта этого года.

Примечание: автор статьи исполнял обязанности советника по вопросам национальной безопасности в администрации президента Джорджа Буша до мая 2004 г.