Москва, 8 июля 2004 года. Министр иностранных дел Великобритании Джек Стро (Jack Straw) вчера предупредил Кремль, чтобы тот не ухудшал инвестиционный климат России, слишком жестко обращаясь с несчастливым нефтяным гигантом "ЮКОС".
Находясь в Москве с 2-дневным рабочим визитом, г-н Стро сделал это предупреждение в момент, когда близился предельный срок (0 часов 8 июля) для уплаты недоимок по налогам в сумме 3,4 млрд. долл. США, которые компания "ЮКОС" не может заплатить, поскольку ей грозит банкротство.
Г-н Стро ясно дал понять, что Великобритания внимательно следит за событиями вокруг компании "ЮКОС" и, хотя он признал, что эта драма является "внутренним делом России", он использовал дипломатические выражения для того, чтобы подчеркнуть, что его правительство всерьез озабочено тем, как здесь обращаются с компанией "ЮКОС" и с ее бывшим генеральным директором Михаилом Ходорковским.
"Великобритания является крупнейшим инвестором в Российской Федерации, - заявил он репортерам на совместной с его российским коллегой Сергеем Лавровым пресс-конференции. - И мне известно, что г-н Лавров и российское правительство понимают необходимость стабильности и предсказуемости для процветания инвестиций. Посольство Великобритании в Москве внимательно отслеживает это дело, поскольку целый ряд кредиторов компании "ЮКОС" являются субъектами Великобритании".
Эти его высказывания прозвучали в очень драматичный день, когда компания "ЮКОС" сначала отрицала, а затем подтвердила, что г-н Ходорковский, богатейший человек России, готов идти на компромисс с власть предержащими и предлагает отдать часть своего крупного пакета акций в этой компании, чтобы помочь ей заплатить непомерные недоимки по налогам.
Невыплата вмененных недоимок угрожает прекращением операций крупнейшей российской компании по добыче нефти и может нанести неисчислимый ущерб инвестиционному климату в России. Источники в компании "ЮКОС" еще до заявления г-на Ходорковского признали, что компания сумела наскрести всего 1,4 млрд. долл. США наличными, и что банкротство кажется "довольно близким".
"Если только правительство не даст нам больше времени на то, чтобы рассчитаться с долгом. . . мы станем, говоря техническим языком, неплатежеспособными", - заявил глава департамента международной информации компании "ЮКОС" Хьюго Эрикссен (Hugo Erikssen). Способности компании найти деньги серьезно ограничены ввиду того, что ее активы и банковские счета арестованы в ходе расследования ее финансовых обязательств, а ее бывший генеральный директор содержится в тюрьме по обвинениям в мошенничестве и присвоении чужого имущества.
Большинство западных наблюдателей полагают, что эти обвинения инспирированы Кремлем и имеют целью наказать г-на Ходорковского за его растущий интерес к оппозиционной политике.
Г-н Ходорковский до самой последней минуты не хотел протягивать оливковую ветвь. Находясь в своей московской тюремной камере, он сделал это предложение через своего адвоката менее чем за 5 часов до истечения установленного срока выплаты задолженности по налогам. К тому времени следователи уже рылись в сертификатах акционеров компании "ЮКОС", пытаясь выяснить, кому что принадлежит, а судебные приставы уже объявили, что настало время рассчитываться.
Власти пока не ответили на последнее предложение г-на Ходорковского. Ожидается, что серьезные попытки получить с компании "ЮКОС" 3,4 млрд. долл. США начнутся сегодня.
Г-ну Ходорковскому и его компаньонам принадлежат 44% акций в компании "ЮКОС", а его адвокат Антон Дрель сказал, что он принял решение отдать некоторую их часть, чтобы "предотвратить банкротство компании и нанесение ущерба интересам всех работников и акционеров компании".
На Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) акции компании "ЮКОС" к концу дня стоили на 13% больше, что объясняется слухами о том, что г-н Ходорковский готов расстаться с некоторой частью своих акций до наступления предельного срока погашения задолженности компании по налогам.