В обществе растет обеспокоенность тем, что финансовый кризис августа 1998 года, когда многие банки объявили дефолт, может повториться, а потому вкладчики начали снимать со счетов крупные суммы денег, а корпоративные клиенты и банки-корреспонденты сократили поддержку кредитным организациям.
Макроэкономические показатели и финансовый сектор России сейчас гораздо более стабильны, чем шесть лет назад, но возрастающая нервозность последних недель грозит превратить опасения в реальность. Дмитрий Дмитриев, банковский аналитик московской брокерской компании ОФГ, говорит: "Я не думаю, что 1998 год повторится, но может произойти большое количество банкротств".
Крупнейший частный банк России, Альфа-Банк, настолько обеспокоен ситуацией, что во вторник три его руководителя опубликовали заявление, второе за два дня, в котором говорится, что банк выполняет и продолжит выполнять все требования клиентов, что для этого у него достаточно ликвидности и обеспечения акциями. Банку пришлось предпринять особые меры, чтобы выполнить свои обязательства.
Проблемы начались в мае, когда Центробанк отозвал лицензию Содбизнесбанка, нарушившего закон о противодействии отмыванию денег.
Властям потребовалось две недели, чтобы получить доступ в банк, а его сотрудники тем временем уничтожали документы и не выдавали деньги вкладчикам. Поскольку ЦБ не поспешил опровергнуть слухи о существовании "черного списка" банков, которые также могут быть закрыты, ситуация ухудшилась: многие клиенты стали забирать деньги, и зарождающийся рынок межбанковских кредитов иссяк. Жертвами этих событий стали Коммерческий банк сбережений, Диалог-Оптим и Павелецкий банк.
Вчера Банк России попытался остановить развитие кризиса, пообещав оказать прямую поддержку кредитным организациям, в том числе и плану государственного Внешторгбанка приобрести Гута-банк, последний и наиболее известный банк, столкнувшийся с кризисом ликвидности.
Ирония заключается в том, что нынешняя нестабильность может замедлить необходимую реструктуризацию сектора. По словам Дмитриева, ЦБ может не захотеть предпринимать слишком агрессивные действия против более 1100 банков, пытающихся соответствовать новым количественным и качественным критериям, чтобы сохранить лицензии после 2006 года.
Вероятно, многие "карманные" банки, зависящие от одной компании, также будут ограждены от недавних проблем, потому что они менее интегрированы в финансовую систему, хотя и представляют более серьезный фундаментальный риск.
Возрастающие проблемы частных банков могут побудить российских вкладчиков вернуться в Сбербанк, что приведет к повторной централизации вкладов и сорвет планы по их диверсификации. В прошлом году на Сбербанк пришлось почти три четверти частных вкладов и две пятых активов.