'Самый важный сигнал заключается в том, что воровать нельзя', - сказал Владимир Путин о деле Ходорковского и при этом мог быть уверен, что обедневший российский народ разделяет эту точку зрения. Президент охотно говорит о том, что крупные предприниматели России в девяностые годы лично обогатились при приватизации государственных предприятий, тогда как миллионы россиян живут за чертой бедности. И статистики подтверждают это. Российское издание журнала Forbes опубликовало в мае список, согласно которому 36 миллиардеров зарабатывают четверть всего внутреннего валового продукта России. При этом так называемые олигархи делают свой бизнес преимущественно в отраслях, имеющих для богатой сырьевыми ресурсами страны стратегическое значение: в нефтяной, металлургической промышленности, в отраслях, связанных с производством алюминия и никеля.
Сломить их власть - стало для Путина важнейшей задачей. Первыми жертвами главы Кремля были Борис Березовский и Владимир Гусинский. В 1996 году они использовали свои информационные империи для того, чтобы помочь Борису Ельцину одержать победу над лидером коммунистов Геннадием Зюгановым. Позднее оба олигарха выступили против Путина, стали подвергать президента нападкам через свои средства массовой информации и поддерживать оппозиционные партии. В последнее время Березовский и Гусинский живут в эмиграции, а их средства массовой информации находятся в основном под государственным контролем.
Возможно, Михаил Ходорковский тоже был бы на свободе, если бы не помогал либеральной партии 'Яблоко' и не распространял бы слухи о том, что в 2008 году собирается выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах. Дело в том, что в принципе считается, что тот, кто проявляет сдержанность в публичных политических заявлениях, может рассчитывать на терпимость Кремля и прокуратуры. Правда, других влиятельных олигархов, игравших во время приватизации государственных предприятий второстепенную роль, пока щадят: например, Михаила Фридмана, главу 'Альфа-банка', Вагита Алекперова, главу крупнейшего нефтяного концерна 'Лукойл', Владимира Потанина, хозяина холдинга 'Интеррос' и горнопромышленного предприятия 'Норильский никель', или Виктора Вексельберга, акционера нефтяной компании ТНК. Вексельберг настойчиво просил согласия Кремля на приобретение пакета акций ТНК концерном British Petrol. 35-летний миллиардер Олег Дерипаска тоже демонстрирует лояльность по отношению к Путину.
Однако одна политическая воздержанность не спасет. Очевидно, что одной из причин того, что пострадал Ходорковский, были также политико-экономические интересы Путина. Неудержимый рост ЮКОСа и его планировавшееся сотрудничество с зарубежными концернами грозили привести к существенной утрате власти государства, поскольку власть находится у того, кто направляет нефтяные реки.