Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Обыск в Москве - начало конфискации активов "ЮКОСа"

Столь решительные действия властей в день истечения срока выплаты стали своего рода публичным отрицательным ответом на отчаянную попытку главного акционера компании Михаила Ходорковского обменять принадлежащие ему акции на гарантии сохранения "ЮКОСа"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Действия правительства вызвали испуг в кругах акционеров, и так уже испытывающих сомнения относительно того, что в России при президенте Владимире Путине соблюдаются права собственности и принцип верховенства закона. Судебная кампания против "ЮКОСа" многими рассматривается как месть Кремля Ходорковскому за его политическую деятельность. Она уже вызвала упреки со стороны госдепартамента США, выразившего в среду озабоченность по поводу "создающегося впечатления о несоблюдении норм правосудия", и Организации экономического сотрудничества и развития со штаб-квартирой в Париже, назвавшей этот процесс примером "крайне избирательного применения закона" в России.

Москва, 7 июля - В среду судебные органы приступили к конфискации активов нефтяной компании "ЮКОС" - это стало кульминационным моментом противостояния, результатом которого может стать разукрупнение крупнейшей нефтяной компании страны и рост опасений инвесторов, которые уже сомневаются, стоит ли им иметь дело с Россией.

В конце рабочего дня судебные приставы провели обыск в офисе фирмы - держателя реестра "ЮКОСа" в поисках документов о владении акциями, поскольку нефтяная компания не уложилась в срок, установленный судом для погашения первой половины недоимок по налогам на сумму почти 7 миллиардов долларов, выплаты которых требует государство. Обыск стал первым шагом, направленным на конфискацию активов "ЮКОСа" в пользу государства или их продажу другим компаниям для выплаты задолженности по налогам.

Столь решительные действия властей в день истечения срока выплаты стали своего рода публичным отрицательным ответом на отчаянную попытку главного акционера компании Михаила Ходорковского обменять принадлежащие ему акции на гарантии сохранения "ЮКОСа".

Ходорковский - один из представителей молодого поколения, очертя голову бросившихся в частное предпринимательство в последние годы существования СССР, позднее ставший самым богатым человеком России - выступил с предложением отказаться от своих акций прямо из тюремной камеры, где он уже более восьми месяцев ожидает суда по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов.

"Его позиция всегда заключалась в том, чтобы делать все возможное во избежание банкротства компании, - заявил адвокат Ходорковского Антон Дрель в интервью, которое он дал после встречи со своим клиентом в тюрьме. - Это максимум, что он может сделать".

Действия правительства вызвали испуг в кругах акционеров, и так уже испытывающих сомнения относительно того, что в России при президенте Владимире Путине соблюдаются права собственности и принцип верховенства закона. Судебная кампания против "ЮКОСа" многими рассматривается как месть Кремля Ходорковскому за его политическую деятельность. Она уже вызвала упреки со стороны госдепартамента США, выразившего в среду озабоченность по поводу "создающегося впечатления о несоблюдении норм правосудия", и Организации экономического сотрудничества и развития со штаб-квартирой в Париже, назвавшей этот процесс примером "крайне избирательного применения закона" в России.

Сложившаяся ситуация ставит под угрозу существование компании, добывающей больше нефти, чем Ливия - на ее долю приходится пятая часть нефтяного экспорта России. Пока 100000 сотрудников компании остаются на рабочих местах, добывая по 1,7 миллиона баррелей в день, и, по, словам ее менеджеров, "Юкос" и на следующей неделе сможет продолжать нефтяные поставки.

"Я чрезвычайно огорчен и расстроен, не как юрист на службе у крупной компании, а как гражданин нашей страны, - заявил адвокат "ЮКОСа" Сергей Пепеляев. - Это необычный случай для сегодняшнего бизнеса. Конечно, все указывает на то, что в деле есть политический мотив, и очень сильный".

Налоговые претензии государства к "ЮКОСу" стали следствием решения о пересмотре результатов прежних аудиторских проверок и ужесточении толкования закона о зонах льготного налогообложения в отношении доходов компании. После новой проверки государство оценило налоговую задолженность компании за 2000 г. в 3,4 миллиарда долларов (эта сумма складывается из недоимок, штрафов и накопившейся пени), а на прошлой неделе московский суд поддержал эти претензии. В понедельник государство предъявило "ЮКОСу" практически аналогичный "счет" за 2001 г., а во вторник генеральный прокурор России намекнул, что за этим последуют новые иски за 2002 и 2003 годы.

Столь быстрое проведение обыска в реестровой конторе застало менеджмент "ЮКОСа" врасплох. По их мнению, срок судебного решения о погашении первых 3,4 миллиардов истекал в полночь; впрочем, они уже несколько недель говорили о том, что не смогут в него уложиться из-за отсутствия достаточных свободных средств. Буквально за несколько минут до появления судебных приставов в помещении реестровой фирмы один из менеджеров "ЮКОСа" заявил, что не ожидает каких-либо действий со стороны государства раньше четверга.

Однако представители правительства утверждают, что срок погашения долгов "ЮКОСом" уже истек. "Должнику был назначен пятидневный срок для добровольного исполнения, после чего служба судебных приставов города Москвы приступила к принудительному исполнению судебного решения", - говорится в заявлении Министерства юстиции России.

В этом заявлении министерство угрожает возбудить новое уголовное дело по обвинению в препятствовании правосудию против сотрудников фирмы "М-Реестр" - держателя реестра "ЮКОСа" - которые якобы пытались уклониться от сотрудничества с судебными приставами. В чем именно заключались предполагаемые попытки воспрепятствовать правосудию, в заявлении не объясняется, однако, по словам представителей "ЮКОСа", на прошлой неделе, уже после судебного решения, реестровые документы филиалов компании в Сибири и Поволжье были переправлены, по всей видимости, в эти регионы.

Возможно, властям будет не так просто "распутать" сложную структуру владения, разработанную в "ЮКОСе", чтобы приступить к конфискации активов. Будучи холдинговой компанией, "ЮКОС", по словам его менеджеров, не владеет непосредственно многими материальными объектами - он контролирует филиалы, которым и принадлежат нефтеперегонные заводы и буровые. Составление описи имущества и определение, какие именно активы должны быть конфискованы, по мнению аналитиков, может занять несколько недель, а то и месяцев.

По этой причине у обеих сторон, возможно, еще есть время для выработки компромисса, если власти все же предпочтут пойти на сделку. Как утверждает Эл Брич (Al Breach), видный финансовый аналитик, работающий в Москве, последнее предложение Ходорковского об отказе от принадлежащих ему акций может стать ключом к возобновлению зашедших в тупик переговоров. "Его предложение непосредственно затрагивает суть вопроса, а суть вопроса состоит в стремлении правительства гарантировать, что Ходорковский лишится этих акций", - отмечает Брич.

Другие настроены менее оптимистично. Кристофер Уифер (Christopher Weafer), главный стратег российского "Альфа-банка", заявил, что окончательный исход "дела "ЮКОСа"" остается "прежде всего в руках президента".

"Поскольку решение о столь энергичном ведении этого дела не могло быть принято без санкции президента, мы не можем согласиться с предположением, что в дальнейшем он отдал его на откуп бюрократам", - утверждает он.

По словам Уифера, аналитики пришли к выводу, что окончательная сумма налоговых претензий к "ЮКОСу" достигнет примерно 10 миллиардов долларов, а исход дела будет зависеть от того, какие именно акции конфискует государство в счет погашения этой задолженности и каким образом оно произведет их оценку.

"Пока еще возможны два варианта развития событий - первый состоит в том, что министерство по налогам поведет себя крайне агрессивно: захватит активы и произвольно оценит их ниже рыночной стоимости. Тогда дело может закончиться полным уничтожением "ЮКОСа", - отметил Уифер. Второй вариант заключается в том, что акции будут конфискованы, но оценены по объективным критериям, и "тогда "ЮКОС" выживет, хотя и в сильно сокращенном виде" - его производственные возможности будут составлять примерно 1 миллион баррелей в день.

По мнению аналитиков, конфискация, вероятнее всего, коснется акций филиала "ЮКОСа" - "Eastern Oil Co." - или его тридцатипятипроцентного пакета в конкурирующей фирме "Сибнефть".