Особенности послереволюционной 'реставрации' составляют основу судебного преследования бывшего исполнительного директора компании 'ЮКОС' Михаила Ходорковского со стороны российского правительства, при этом многие специалисты считают, что дело 'ЮКОСа' ознаменовало собой частичный возврат к плановой экономике, дающей государству право на возврат некоторых предприятий, приватизированных в середине 90-х годов прошлого столетия.
Государство собирается использовать процессуальные действия суда в качестве инструмента для достижения этой цели.
По мнению Леона Арона (Leon Aron), ученого из Американского института предпринимательства, суд над Михаилом Ходорковским, отложенный до 12 июля, характеризуется совокупностью целого ряда нерешенных проблем, включая неравномерность распределения материальных благ в бедной стране, незаконное получение прав собственности на природные ресурсы, сомнительную приватизацию и несоблюдение принципа верховенства закона.
Николас Гвоздев (Nikolas Gvozdev), старший научный сотрудник Центра Никсона, занимающегося проведением независимых исследований по вопросам национальной безопасности в Соединенных Штатах, считает, что перестановки в кабинете министров, сделанные недавно президентом Владимиром Путиным, говорят об изменении государственной политики. 'Точка равновесия смещается в сторону тех, кто верит, что государство, не обладая правом собственности на все промышленные предприятия, должно играть ключевую роль в их управлении', - заявил он.
В конце 2003 г. управляющий делами президента Российской Федерации Александр Волошин ушел в отставку, а в начале этого года поста премьер-министра лишился Михаил Касьянов. Оба политика разделяли взгляды бывшего президента Бориса Ельцина, который благоволил предпринимательскому сообществу. Но теперь им на смену пришла дореволюционная политическая и экономическая элита, которая, по мнению Леона Арона, пытается частично вернуть старое время при помощи 'реставрации'. Их деятельность доказывает, что, как выразился Николас Гвоздев, партнерство государства и олигархов, людей вроде Михаила Ходорковского, которые за гроши купили государственные предприятия, закончилось. 'Реставрация' не собирается уничтожать все, что было достигнуто во времена великих перемен, но представляет собой попытку дореволюционной элиты вернуть государству часть политического и экономического могущества.
Николас Гвоздев уверен, что теоретическое обоснование политических изменений можно вывести из позиции российских властей в отношении природных ресурсов. Правительство старается вернуть государству право собственности на полезные ископаемые и предоставляет частным предпринимателям лишь возможность их эксплуатации без передачи в полное владение.
По мнению Николаса Гвоздева, Владимир Путин прекрасно понимает, что частные предприниматели гораздо эффективнее государства, но при этом он хочет, чтобы они были максимально подотчетны последнему. Российское правительство опасается, что если оно не получит хотя бы часть прибыли от использования природных ресурсов и потеряет возможность участвовать в процессе управления экономикой, олигархи будут продолжать использовать деньги, заработанные в России, для покупки иностранных активов.
Постоянная утечка российских денег из страны неблагоприятным образом сказывается на долгосрочной экономической жизнеспособности государства, считает Йен Хейг (Ian Hague), один из основателей компании 'Firebird Management LLC', которая занимается управлением 675 миллионов долларов США в форме частного капитала, предназначенного для инвестирования в России и странах Восточной Европы. По его мнению, дефицит новых капиталовложений в российскую экономику означает, что в отличие от валового внутреннего продукта и благосостояния населения производительность труда не увеличивается.
Россия столкнулась с угрозой получения такой же недоразвитой экономики, какая существует в Нигерии, Венесуэле или Мексике, если, конечно, все попытки инвестирования денег в инфраструктуру потерпят неудачу, отмечает Йен Хейг. Вышеупомянутые страны полагаются в большей степени на экспорт сырьевых материалов, причем практически все новые инвестиции идут на развитие добывающей промышленности, не оставляя ничего для других отраслей экономики.
С точки зрения Йена Хейга, суд над Михаилом Ходорковским преследует стратегическую экономическую задачу. 'Дело 'ЮКОСа' представляет собой еще один шаг на пути к воплощению в жизнь стратегии по расширению диапазона экономической деятельности', - заявил он.
В случае если государство заново получит в собственность права на переработку и продажу того объема нефти, который сейчас находится в распоряжении руководства 'ЮКОСа', стоимость компании подскочит до 15 миллиардов долларов США. В 1995 г. Михаил Ходорковский купил 78% долевого участия в 'ЮКОСе' всего лишь за 309 миллионов долларов США.
По мнению судьи Стивена Уильямса (Steven Williams), председательствующего в Апелляционном суде округа Колумбия, для того чтобы выполнить стоящие перед ним задачи, российскому правительству, возможно, придется нарушить принцип верховенства закона. Судья Уильямс считает, что институт верховенства закона в России находится на стадии становления и пока не достиг соответствия западным аналогам.
Основным элементом этого института является принцип независимости судебной власти. Дело 'ЮКОСа' свидетельствует о том, что российская судебная власть связана по рукам и ногам государством. Судья, согласившийся провести слушание по делу о выплате 'ЮКОСом' долгов в размере 3,4 миллиарда долларов США, был отстранен от процесса судопроизводства 15 июня этого года. Его преемник обязал нефтяную компанию удовлетворить требования российских властей уже через три дня, согласитесь, достаточно короткий срок для того, чтобы войти в курс дела и вынести конкретное решение.
Стивен Уильямс уверен, что здесь не обошлось без давления со стороны государства. 17 июня Владимир Путин заявляет, что вовсе не намерен доводить 'ЮКОС' до банкротства. Мнение главы государства не должно влиять на процесс вынесения справедливого судебного решения. 'Подобного рода судопроизводство развеивает все иллюзии относительно состояния верховенства закона в России', - отмечает судья Уильямс.
Член адвокатской команды Михаила Ходорковского Сэнфорд Сандерс (Sanford Saunders) настроен в такой же степени пессимистично относительно исхода дела своего подзащитного. 'Мы не испытываем никаких надежд, что сможем выиграть судебный процесс'. По его мнению, Ходорковского признают виновным только потому, что судебная власть не имеет независимый характер.
Преимущества принципа верховенства закона могут соблюдаться в отношении большинства населения, несмотря на то, что они имеют ограниченный характер для Михаила Ходорковского и других олигархов, считает Рэнди Брегман (Randy Bregman), специалист по международному праву из адвокатской фирмы 'Salans', расположенной в Нью-Йорке.
Смысл принципа верховенства закона с точки зрения предпринимателей - обеспечение предсказуемости и последовательности в вынесении судебных решений по делам, касающимся частной собственности и контрактных обязательств. Сосредоточение огромного капитала в руках кучки избранных ограничивает прозрачность деловых сделок и мешает процессу их заключения. Господин Брегман считает, что власть и богатство олигархов должны быть уменьшены для того, чтобы дать возможность развиваться более многочисленному предпринимательскому сообществу. Все это в конечном итоге приведет к увеличению среднего класса, который составит основу более разнообразной политической системы в стране. Большее количество политических партий обеспечит выполнение принципа верховенства закона ввиду того, что больше людей смогут выражать свои политические интересы.
Михаила Ходорковского обвиняют в мошенничестве и расхищении государственного имущества в результате приватизации, проведенной в начале и середине 90-х годов прошлого столетия и основанной на принципе выдачи ссуды населению на покупку ценных бумаг. Тогда российское правительство, которому не хватало наличных средств, предлагало контрольные пакеты акций промышленных предприятий в качестве дополнения к ссуде. Когда в скором времени правительство объявило дефолт, новые владельцы предприятий поспешили избавиться от своих акций. Холдинговая и инвестиционная группа 'Менатеп', принадлежащая Михаилу Ходорковскому, купила в 1995 г. компанию 'ЮКОС', специализирующуюся на добыче, переработке и продаже нефти.