С начала июля в России проходит настоящая социально-политическая революция. Главная оппозиционная Кремлю политическая сила - Коммунистическая партия - раскололась и балансирует на грани политической смерти. Кроме того, парламент, полностью контролируемый Кремлем, принял весьма непопулярное решение отменить большинство социальных гарантий, оставшихся от советских времен. Во многих смыслах это последний удар по революции большевиков и порожденной ею социально-политической системе.
В субботу лидер коммунистической партии Геннадий Зюганов, немало настрадавшийся за последнее время от своих же соратников, был переизбран на этот пост, а в это время на другом конце города, на пароходе, курсировавшем по Москве-реке, другая группа коммунистов собралась на альтернативное заседание и выбрала себе альтернативного лидера. Обе группы заявляют, что именно они представляют законную Коммунистическую партию Российской Федерации. Которая из двух фракций действительно имеет право называться Коммунистической партией, будет теперь решать российское Министерство юстиции.
Мало кто сомневается в том, что решение Министерства юстиции, которое ожидается уже на этой неделе, будет вынесено в пользу фракции Зюганова - именно потому, что с лета прошлого года Кремль на что только не шел, чтобы разделить и скомпрометировать коммунистов и соответственно ослабить их влияние на общественное мнение. Эти усилия окупились сторицей уже на последних парламентских выборах, когда коммунистам удалось получить вполовину меньше мест в парламенте, чем в прошлый раз.
Со времени декабрьского поражения на выборах в парламент существенно увеличилось количество не только конкурентов, желающих занять кресло Зюганова, но и простых членов партии, призывающих его уйти в отставку. Поговаривают, что и те, кто в прошлом пытался сместить Зюганова, и те, кто сейчас этим занимается, связаны с Кремлем, и эти слухи никого не удивляют. В общем, тот факт, что любители водных прогулок из Коммунистической партии вошли в нее из Кремля и сейчас действуют по его указаниям - давно уже секрет полишинеля.
Когда Министерство юстиции примет решение, от Коммунистической партии останется одно название. В новой политической реальности, построенной Путиным, последний отзвук 'Великой Октябрьской революции' затихнет окончательно.
Еще более важный элемент путинской реальности для новой России - разрушение системы советских государственных гарантий по предоставлению бесплатных услуг, например общественного транспорта или медицинского обслуживания. В прошлую пятницу парламент принял эти весьма непопулярные законопроекты, в соответствии с которыми бесплатное социальное обеспечение для пенсионеров, инвалидов и других 'групп риска' заменяется денежной компенсацией.
За все время своего нахождения в президентском кресле Владимир Путин, сконцентрировавший в своих руках всю полноту власти над Кремлем, парламентом и даже общественным мнением, едва ли не впервые использует эту власть, чтобы продавить необходимые социальные преобразования. Реформу социальных льгот критикуют все, кому не лень, и парламентариям, выполняющим приказы из Кремля, все труднее гладко отвечать на вопросы тех, кто избирал Путина президентом. Главные доводы критиков - во-первых, у региональных властей, которым предстоит выплачивать компенсации, нет для этого средств, во-вторых, компенсации будут съедаться инфляцией.
Однако все указывает на то, что Кремль продолжит идти своим путем. Обмен натуральных социальных льгот на деньги - существенный элемент либерализации экономики и повышения финансовой эффективности системы социального обеспечения. В то же время в пакет законопроектов, прошедших в парламенте в пятницу, наверняка будут внесены поправки, чтобы несколько успокоить простых людей. Это и есть политический стиль Путина: он согласен вносить небольшие тактические изменения, но стратегические решения все равно остаются за ним.
Вне всякого сомнения, разгром Коммунистической партии и радикальный пересмотр российской системы социальной защиты тесно связаны между собой. Пока коммунисты дерутся друг с другом, у них нет ни времени, ни настроения пытаться противостоять мерам, проводимым Кремлем через парламент. Лучше для Кремля и придумать нельзя. Те, кто традиционно выступал за сохранение концепций и отношений, унаследованных от прошлой системы, вынуждены сейчас сконцентрироваться на проблеме политического выживания, и их перестали волновать все другие вопросы.
В западной прессе часто говорят о том, что Путин возвращает страну к советскому прошлому. Многих возмутило второе пришествие советского государственного гимна, который отличается от оригинального варианта только текстом. Кое на кого нагнало страху возвращение красной звезды на флаг российских Вооруженных сил. На самом деле это еще далеко не все, в чем можно было бы найти сходство между Советским Союзом и тем, что делает Путин, но те, кто ищет такие свидетельства, не видят многих других, ясно говорящих о том, что страна уходит от 'старого режима' все дальше и дальше.
Говорят, в субботу Зюганов провозгласил, что 'капитализм - это смерть'. Действительно, ему самому и многим его соратникам по партии весьма неуютно в той реальности, которая складывается в современной России. И говорить такое в России, где правит Путин - это и вправду политическая смерть. То, что Кремль заменяет тот социальный детский сад, который представлял собой Советский Союз, современными механизмами, само за себя отвечает тем, кто говорит, что Путин ведет Россию в социалистическое прошлое. Итак, на прошлой неделе Путину не понадобилось и дня, чтобы еще несколько столпов советского прошлого отошли туда, где им и надлежит быть - в историю.
Питер Лавелль - независимый аналитик. В настоящее время проживает в Москве.