Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Маршалл Голдман о банкротстве ЮКОСа

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Это, кроме всего прочего, дело о шероховатостях корпоративного управления и законов, даже таких свободных, какими они были в начале 90-х годов, когда шел это процесс приватизации. Но это дело также и о том, что в 1999 году Ходорковский решил, что хочет стать прозрачным. Он заработал деньги, и собирался привести своих западных бухгалтеров, западных членов совета директоров и начать работать как работают настоящие западные компании. В этом-то и заключается ирония. И в то же время он решил пойти в политику

Шоу: All Things Considered (21:00 европейское время)

Вторник, 6 июля 2004 года

Тема: Маршалл Голдман обсуждает возможное банкротство ЮКОСа.

Ведущие: МИШЕЛЬ НОРРИС (MICHELE NORRIS), РОБЕРТ СИГЕЛ (ROBERT SIEGEL)

МИШЕЛЬ НОРРИС, ведущая: После новостей Национального Общественного Радио программа ' All Things Considered'. В студии я, Мишель Норрис.

РОБЕРТ СИГЕЛ, ведущий: И я, Роберт Сигел.

Столкнувшись с огромными счетами на погашение задолженностей по налогам, российская нефтяная компания ЮКОС находится на грани банкротства, а для России это не пустяки. ЮКОС, одна из двух самых крупных российских нефтяных компаний, добывает 20% нефти страны. А если доля нефтедобычи в российской экономике так велика, как полагают некоторые зарубежные наблюдатели, то ЮКОС покрывает около 4% всей российской экономики. Примерно половина акций компании принадлежит ее основателю Михаилу Ходорковскому и его партнерам. А его держат в тюрьме под судом за мошенничество, присвоение имущества и уклонение от налогов.

Маршалл Голдман (Marshall Goldman), заместитель директора центра Дэвиса, занимающегося исследованиями России, при Гарвардском университете и профессор экономики в Wellesley College, долгое время наблюдает за российской экономикой.

Маршалл, первый вопрос, каков размер задолженности ЮКОСа, и сможет ли компания погасить ее?

Профессор МАРШАЛЛ ГОЛДМАН (Центр Дэвиса по изучению России, Гарвардский университет): Сначала отвечу на вторую часть вопроса, вероятность погашения задолженности довольна низка. Объясняется это тем, что в данный момент ЮКОСу предъявлен счет за 2000 год, в котором говорится, что они задолжали 3,4 миллиарда долларов. А вчера они получили еще один счет за 2001 год на дополнительные 3,4 миллиарда долларов. И мы пока ничего не слышали о 2002 и 2003 годах. Поэтому шансы таковы, что если их принудят в судебном порядке, в конечном итоге они должны будут выплатить около 10 миллиардов долларов, то есть сумму, которую мало какие компании держат в кассе в качестве свободных средств.

СИГЕЛ: В какой степени вся эта история касается уклонения от налогов и исполнения закона о корпорациях? Как много политики в этой истории о Кремле, которому не нравится Ходорковский и значительные

частные капиталы?

Профессор ГОЛДМАН: Я думаю здесь всего понемногу, дело это касается не только уклонения от налогов. Это, кроме всего прочего, дело о шероховатостях корпоративного управления и законов, даже таких свободных, какими они были в начале 90-х годов, когда шел это процесс приватизации. Но это дело также и о том, что в 1999 году Ходорковский решил, что хочет стать прозрачным. Он заработал деньги, и собирался привести своих западных бухгалтеров, западных членов совета директоров и начать работать как работают настоящие западные компании. В этом-то и заключается ирония. И в то же время он решил пойти в политику. Он начал финансировать некоторые оппозиционные партии, конкурирующие с Путиным, и Путину это не понравилось. Поэтому, очевидно, что политический элемент тоже присутствует.

СИГЕЛ: Если ЮКОС обанкротится, кто пострадает больше всего, кроме Ходорковского?

Профессор ГОЛДМАН: Ну, я полагаю, что пострадают мировые инвесторы, потому что это создаст неопределенность и может подорвать производство нефтепродуктов. Цены на нефть уже немного поднялись из-за неуверенности, сможет ли Россия, а не сообщество инвесторов вообще, и дальше выполнять свои контракты на экспорт. И, между прочим, я должен сказать, что если это приведет к банкротству, то есть и другие дочерние компании, которые сейчас проверяют, где могло произойти то же самое. Как вы сказали, Путин действительно не слишком считается с некоторыми из этих олигархов. И у многих из них потребовали погасить задолженность. Я недавно побывал в России на заседании в учреждении аналогичном Главному Бюджетно-контрольному Управлению. Там был представлен доклад о том, что они проверили 140 компаний и полагают, что 56 из них вызывают подозрения и требуют дополнительной проверки. Так что на ЮКОСе это, пожалуй, не закончится.

СИГЕЛ: Как же ситуация будет развиваться дальше? Наверное, завтра придет еще один счет.

Профессор ГОЛДМАН: Да, еще один счет завтра. И, конечно, есть еще одна проблема, которая заключается в том, что когда они отправили счет на погашение задолженности по налогам, они также заморозили их активы. В России есть процедура, которая называется арестом банковского счета. То есть ваш банковский счет замораживается, что ведет к тому, что вы не можете платить по счетам. И это заставляет людей говорить - как это уже, конечно бывало в прошлом - что вы банкрот. Вы не выполняете свои обязательства. А есть еще западные кредиторы, включая группу западных банков, включая некоторые американские банки и пенсионные фонды, которые оказываются затянутыми во все это и могут пострадать.

СИГЕЛ: Маршалл, еще раз спасибо за беседу.

Профессор ГОЛДМАН: Всегда рад.

СИГЕЛ: Маршалл Голдман кроме всего прочего является автором книги 'Приватизация в России: Реформа идет по наклонной'.