Москва, 8 июля 2004 года. То обстоятельство, что крупнейшей нефтяной компании России угрожает крах, свидетельствует о более широком отходе от существовавшего в этой стране в 90-е годы бесконтрольного рынка, где было дозволено все, к новой форме государственного капитализма, когда правительство президента Владимира Путина стремится получить более значимую роль в управлении экономикой. Через десяток лет после того, как Россия начала избавляться от старых советских государственных предприятий, правительство Путина, как представляется, пытается завершить эпоху приватизации.
В этом году, впервые с момента распада Советского Союза, правительство намерено купить существенно больше предприятий, чем продать, что является частью попытки Кремля вернуть себе контроль над экономикой, особенно над стратегической энергетической отраслью.
Путин отвергает ренационализацию частной собственности, однако налоговая битва его правительства с нефтяной компанией "ЮКОС" представляет всего лишь самый сенсационный пример растущего могущества государства. В среду чиновники начали отнимать у компании "ЮКОС" ее авуары после того, как эта компания, принадлежащая магнату Михаилу Ходорковскому - находящемуся в тюрьме по обвинениям в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, - не сумела в установленный судом срок заплатить первую половину тех 7 млрд. долл. США, которые ей было предписано заплатить для погашения задолженности по налогам. Если государство пойдет до конца, оно может стать собственником нефтеперегонных заводов и нефтяных скважин "ЮКОСа", либо продать их той компании, какой оно пожелает.
"Очевидно, что государство укрепляет свой контроль над экономикой, - сказал независимый парламентарий и сторонник рыночных реформ Владимир Рыжков. - Сегодня бизнесу угрожают большие неприятности. Их атакуют со всех сторон. Это черные дни для российского капитализма".
По мнению аналитиков, Путин, очевидно, создает гибрид из командной экономики коммунистического периода и рыночной экономики, которую ввел его предшественник, Борис Ельцин. Вместо того чтобы продолжить либерализацию рынка, Путин в последнее время принимает меры к тому, чтобы установить собственные правила и с помощью налогообложения собирать более значительную долю прибылей промышленности.
"То, что перестройка российского государства потребует пересмотра результатов приватизации, было неизбежно, - сказал Станислав Белковский, политолог со связями в кремлевских кругах сторонников жесткого курса и ведущий проповедник обуздания магнатов, которых именуют олигархами. - С этой точки зрения дело Ходорковского было критически важным".
Укрепление влияния государства на экономику отражает также недовольство общественности зачастую мошенническими приватизациями 90-х годов, в результате которых небольшая группа людей стали исключительно богатыми. Владимир Мау, экономист, который в то время участвовал в разработке рыночных реформ, сказал, что укрепление позиций государства является нормальной реакцией на революцию. "В этом нет ничего такого, чего нельзя было бы найти в экономической истории Западной Европы", - заявил он.
Оставив в стороне дело "ЮКОСа", мы видим, что правительство приостановило осуществление планов приватизации отдельных частей государственной электрической монополии РАО "ЕЭС России"; неоднократно переносило сроки аукциона по продаже контрольного пакета акций крупной государственной телекоммуникационной фирмы "Связьинвест"; не выполнило своих обещаний отменить ограничения для иностранцев на покупку акций контролируемой государством монополии по добыче природного газа "Газпром".
Как самый серьезный удар по иностранной компании, российское правительство в январе с.г. аннулировало тендер 1993 года, который позволял компании "Exxon Mobil Corp." и ее партнерам осуществлять проект "Сахалин-3" на Тихом океане. Правительство намерено на новом аукционе предложить эту лицензию за 1 млрд. долл. США или больше.
Вызревающий банковский кризис дал правительству еще одну возможность для повышения своей роли в экономике. В последние недели целый ряд банков разорились или ограничили выплаты наличных. Самым свежим примером стал "Гута-банк", который во вторник прекратил работу своих отделений. Вкладчики различных банков толпой устремились снимать со счетов деньги, поскольку опасались повторения финансового кризиса 1998 года, в котором многие потеряли свои накопленные за всю жизнь деньги.
Правительство отреагировало на ситуацию в банковском секторе планом покупки "Гута-банка" принадлежащим государству "Внешторгбанком". "Вполне возможно, что в сложившихся обстоятельствах такое решение является разумным, однако оно также сигнализирует о первом шаге к тому, что может стать более широкой ренационализацией банковского сектора", - отметила в четверг в своем докладе брокерская фирма "Атон Капитал".
Помимо "ЮКОСа", наиболее важные планы государства по установлению контроля над частной собственностью фокусируются на "Газпроме", одной из крупнейших компаний страны, которая распоряжается величайшими в мире запасами природного газа. После продажи акций в прошлом году у государства осталось 37% акций в этой компании. И вот теперь правительство планирует выкупить обратно 13% акций общей стоимостью около 5,3 млрд. долл. США, чтобы вернуть себе контрольный пакет акций.
Некоторые аналитики говорят, что путинский Кремль планирует сделать "Газпром" главной энергетической компанией страны, чем-то вроде государственных нефтяных компаний на Ближнем Востоке. Менеджеры "Газпрома" ведут разговоры о создании нефтяного дочернего предприятия; совершенно очевидным местом, где можно взять нефтяные активы, является компания "ЮКОС", о чем недавно заявил один их руководителей "Газпрома".
В то же время государство замедлило темпы приватизации. В 2002 году оно продало активов на 2,9 млрд. долл. США; в 2004 году пока что продано активов всего на 100 млн. долл. США, а планами на этот год предусматривается всего одна крупная приватизация, продажа примерно за 1,6 млрд. долл. США 7,6% акций компании "Лукойл", второй по величине нефтедобывающей компании.
Однако продажа акций "Лукойла" не уравновесит обратного выкупа акций "Газпрома", а это означает, что государство в 2004 году приобретет больше активов, чем отдаст - и больше активов, чем оно распродало за все время президентства Путина.
Многие аналитики говорят, что это будет плохо для экономического развития. "Государственное владение собственностью - старый рецепт для неэффективности, поскольку политический патронаж перевешивает инициативы по максимизации прибылей", - заявила инвестиционная компания "Тройка Диалог" в своем докладе на этой неделе.
Более того, даже отказываясь от прав собственности на часть акций компании "Лукойл", государство в действительности не теряет своего контроля. "Лукойл" является самым показательным примером частной компании, которой отдает предпочтение Кремль - компании, которая действует заодно с государством, хотя и не принадлежит ему. Эта компания помогла закрыть критиковавшую Кремль телевизионную станцию, добровольно отказалась от законных способов минимизации своих налогов и регулярно выделяет ассигнования на любимые проекты Кремля, например, на реконструкцию Константиновского дворца в окрестностях Санкт-Петербурга, который Путин использует для государственных мероприятий.
Кремль уделяет главное внимание укреплению своего влияния в энергетической индустрии, которая является локомотивом российской экономики, опирающейся на природные ресурсы. По данным компании "Тройка Диалог", хотя государство все еще владеет примерно 21% стоимости рынка ценных бумаг России, в нефтяном секторе ему принадлежат всего 4%.
Многие политические лидеры согласны с необходимостью большей роли государства в энергетическом секторе. "Это разумная позиция не только потому, что это стратегическая отрасль, но и потому, что энергетический сектор дает нам не менее 55% экспорта и примерно 25% валового внутреннего продукта (ВВП)", - сказал Михаил Задорнов, бывший министр финансов и один из немногих оставшихся в парламенте членов прорыночной политической партии.
Государству не обязательно забирать себе компании, чтобы получать от них более высокие доходы. Одно из правительственных исследований показывает, что в прошлом году государство и нефтяные компании поровну разделили доходы в сумме 50 млрд. долл. США; с тех пор налоги на нефть, продаваемую по цене более 25 долл. США за баррель (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л) выросли с 70 до 90%, а премьер-министр Михаил Фрадков в четверг высказал мнение, что правительству следует вновь увеличить налоги на нефть.
"Поскольку государство имеет в собственности природные ресурсы, ему следует иметь право на получение прибылей, аналогичных прибылям других собственников", - сказал известный экономист Сергей Глазьев, в прошлом состоявший в Коммунистической партии.
Скандал с Ходорковским объясняется отчасти тем, что тот бросил вызов господствующей роли государства в энергетической индустрии. Кое-кому в Кремле, как утверждают аналитики, не понравились попытки Ходорковского посягнуть на трубопроводную монополию государственной компании "Транснефть", когда этот магнат предложил построить новую нитку нефтепровода в Китай. В ходе одной из встреч с Путиным Ходорковский также осудил покупку государственной компанией "Роснефть" одного прибыльного нефтяного месторождения, дав понять, что в этой сделке инсайдеры положили в карман несоразмерно большие суммы.
"Я не являюсь сторонником олигархов, - заявил Михаил Делягин, бывший экономический советник правительства, который сегодня работает на партию "Родина". - Однако у Ходорковского появились проблемы не потому, что он плохой человек, ибо он был лучше других и был по-настоящему озабочен проблемами, с которыми другие мирились - коррупцией, неэффективностью государства и т.п.
Некоторые предприниматели и аналитики считают, что за преследованием Ходорковского стоят "силовики", или бывшие сотрудники Комитета государственной безопасности (КГБ), которые упустили свой шанс обогатиться в ходе приватизаций в 90-е годы и сегодня хотят своей доли.
Это "простая жадность", сказала Юлия Латынина, комментатор радио и газет, специализирующаяся на вопросах денег и политики. "Я не думаю, что президент или окружающие его люди хотят национализировать частную собственность. Я думаю, они хотят ее перераспределить".
Даже связанный с Кремлем политический аналитик Белковский входит в число тех, кто выражает недовольство тем, как Кремль ведет дело Ходорковского. Вместо того чтобы выбрать одного олигарха, сказал он, правительству следовало бы потребовать от тех, кто нажился на коррумпированных приватизациях, коллективно вернуть нам не менее 25 млрд. долл. США в обмен на окончательную легитимизацию их прав собственности на купленные активы. Дело "ЮКОСа" не демонстрирует подобного подхода", сказал он, "и я думаю, оно, к сожалению, просто повторяет логику 90-х годов".
Путин сказал, что дело "ЮКОСа" не приведет к широкому пересмотру итогов приватизации, однако государственные аудиторы сегодня проводят более широкий пересмотр распродажи государственной собственности в 90-е годы и уже пришли к выводу, что в ходе мошеннических аукционов и продажи активов по заниженной стоимости государство потеряло не менее 1,6 млрд. долл. США.
Латынина считает, что государство преследованием "ЮКОСа" не ограничится. "Аппетит приходит во время еды - сначала 'ЮКОС', потом все остальные", - заявила она.