Путин, конечно, хочет восстановить в своей громадной империи стабильность и порядок, но делает это полностью в своей собственной системе координат. И в этом кроется серьезная опасность для России как места для приложения капитала.
Борис Ельцин за долгие годы своего правления сделал немало заявлений, которые были способны вводить в заблуждение, но одно из них в России поняли все: 'Берите свободы столько, сколько сможете проглотить'.
Рекомендацию Ельцина достаточно буквально восприняла, прежде всего, команда хищных молодых капиталистов, вернув тем самым в обиход, казалось, уже забытое понятие: олигарх.
Филейные куски для олигархов
В девяностые годы Ельцин без нужды и, ничего не получая взамен, и не понимая, что делает, передал в руки голодных олигархов филейные куски российской промышленности.
Его преемник Владимир Путин намерен теперь поправить ситуацию, используя для этого всю мощь государства. Российский президент при этом постоянно прибегает к своему принципу 'диктатуры права', однако безжалостные действия в отношении второго в стране по объемам добычи нефти концерна ЮКОС свидетельствуют о том, что. . .
Существует серьезная опасность для России как места для приложения капитала
Путин, конечно, хочет восстановить в своей громадной империи стабильность и порядок, но делает это полностью в своей собственной системе координат. И в этом кроется серьезная опасность для России как места для приложения капитала.
Нет сомнений, что глава Кремля может в настоящее время направлять ход событий с позиции силы. Никогда раньше Россия не добывала столько нефти, как в прошлом году. Высокая рыночная цена на нефть и умеренная политика в области расходов стали причиной хороших темпов экономического роста.
Ведущие государства во главе с Германией в качестве крупнейшего торгового партнера продолжают делать ставку на российский рынок. Это стало ясно также во время визита канцлера Германии в Москву.
Диктатура произвола
Немецкие предприниматели прочно там закрепились и свои позиции так быстро не оставят. Несмотря на историю с ЮКОСом. Дело в том, что никто не думает, что Путин собирается пересматривать результаты всей приватизации.
Он это подчеркивал не раз, и в этом плане ему вполне можно верить. Президент, испытавший гордость, когда его страна была официально признана государством с рыночной экономикой, снова борется за иностранных инвесторов.
Он добивается членства России во Всемирной торговой организации. И, тем не менее: авторитарное государство Путина создает не порядок, оно создает беспорядок. И практикует Путин не диктатуру закона, а диктатуру произвола.
Государство вполне понятно заинтересовано в истребовании полагающихся ему налогов. Однако, применяя грубое насилие в отношении концерна ЮКОС и его главы Михаила Ходорковского, речи об уничтожении других крупных концернов-неплательщиков нефтяных королей речи не идет.
Кризис банковской системы
Другой пример - новый кризис, охвативший в настоящее время российские банки. Недавно Центральный банк лишил лицензий якобы по причине нарушения закона об отмывании денег два частных кредитных института, а, тем самым, и доверия людей ко всему частному банковскому сектору, разумеется, в пользу государственных банков.
Все это вызывает недоверие, в том числе и за рубежом. Если политика и зависимые от нее в России органы юстиции могут в любой момент вмешиваться по своему собственному усмотрению в экономический процесс, то последний лишается предсказуемости.
Путин приветствует унижение
За это еще можно поплатиться. Восточный комитет немецкой экономики уже предупредил, что касается дела ЮКОСа, о 'шоке на рынках', а Всемирный банк говорил о 'заметном ухудшении инвестиционного климата' и напомнил о проблеме правовой безопасности.
Путин должен был бы заметить эти сигналы. Государство является сильным, когда оно создает понятные, общие правила, когда оно задает параметры, на которые могут в равной мере ориентироваться все, когда оно ведет успешную борьбу со все еще процветающими в России коррупцией, бюрократией и с протекционизмом в экономике. Но Путин наказывает политические амбиции и приветствует унижение.
Нужен пример? Виктор Вексельберг, тоже олигарх, купил недавно в США за сто миллионов долларов США девять яиц Фаберже наряду с другими произведениями искусства царских времен, передал их российскому государству и увеличил, тем самым, шанс, что его оставят в покое обвешанные Калашниковыми налоговые полицейские. Патриотизм в России оправдывает себя.
Опекаемая экономика
В здоровом государстве эти недостатки можно было бы исправить, но для этого необходима эффективная корректировка, связанная с протекционизмом в экономике Путина.
Это могли бы сделать средства массовой информации, профсоюзы, протестующее гражданское общество. Но именно с их влиянием борется Кремль.
Путин, таким образом, вызывает дома аплодисменты, ведя к банкротству оклеветанный концерн ЮКОС, и замалчивая то обстоятельство, что ЮКОС в России поднял на новый уровень требования к предпринимательству.
Применяя современные принципы управления, прозрачный бухгалтерский учет и, не в последнюю очередь, желая строить свои собственные трубопроводы, чтобы качать нефть в стратегически важный Китай.
Если Путин действительно хочет оздоровить страну, он должен действительно добиваться порядка, разумеется, и в органах юстиции, которые до сегодняшнего дня выступают в роли руки Кремля.
Сохранение концерна ЮКОС было бы еще возможно. Это могло бы спасти пострадавшую на Западе репутацию Путина и, возможно, даже вернуть доверие представителей экономики к России как к месту для приложения капитала.