9 июля 2004 года. Центральный банк России ("Центробанк") был вынужден принять жесткие меры для того, чтобы убить в зародыше кризис с ликвидностью, который в определенной мере был порожден им самим. "Центробанк" объявил, что снижает вполовину (с 7 до 3,5%) требования к резервам, которые он навязал коммерческим банкам, и высказал свою поддержку плану покупки вторым по величине государственным банком "Внешторгбанк" оказавшегося в затруднительном положении и вынужденного приостановить операции "Гута-банка", который занимает среди российских банков 22-е место.
В России нет полномасштабного кризиса с платежеспособностью. Хотя среди 1350 кредитных институтов этой страны, безусловно, есть некоторые "гнилые яблоки", нет никаких оснований считать, что они заразили всю бочку, особенно с учетом того, что "Центробанк" уже принял меры по изоляции гнилых фруктов. Однако российским властям следует продемонстрировать куда большее умение в претворении в жизнь этих мер, иначе они подорвут веру населения страны, как уже случилось с иностранными инвесторами, своим грубым преследованием нефтяной компании "ЮКОС" и ее главного акционера Михаила Ходорковского.
После финансового кризиса 1998 года банковская система страны существенно улучшилась. Сегодня гораздо больше россиян держат свои деньги на банковских счетах, а не под кроватью, главным образом по причине приведения в соответствие налоговой системы и растущей тенденции к выплате зарплаты через банки. С 1998 года банковские депозиты увеличились (в эквиваленте) с 8 до 15% валового внутреннего продукта (ВВП).
Признавая возрастающую важность банков, правительство приняло законы с целью введения схемы страхования депозитов в розничных банках и начало проверку банков, которым оно разрешит участвовать в этой схеме и, следовательно, сохранить свою лицензию на розничное банковское обслуживание. "Центробанк" также предлагает более тщательно контролировать нормы достаточности резервов капитала и ввести международные стандарты отчетности, включая соответствующие положения, предотвращающие "плохие" займы.
Но, поскольку намеченные перемены создают среди российских банков определенную нервозность, "Центробанк" преуспел в том, чтобы посеять небольшую панику в мае с.г., когда он закрыл удачно названный "Содбизнесбанк" за нарушения, связанные с отмыванием денег, но сделал это неуклюже и довольно медленно. Внезапно другие банки второго и третьего уровней обнаружили, что им перестали выдавать кредиты на межбанковском рынке, от которых очень сильно зависит большинство российских банков.
Помимо чрезвычайных мер в отношении уровня банковских резервов (которые вскоре придется отменить, пока не начался рост инфляции), "Центробанку" теперь следует занять более деятельную позицию в вопросе реформы, в частности, разработать упорядоченный процесс, посредством которого более слабые банки смогут сократить объем своего бизнеса, или осуществить слияние с другими, или закрыться вовсе.
Российский президент Владимир Путин возлагает очень большие надежды на поддержание обеспечиваемых экспортом нефти высоких темпов экономического роста России еще в течение нескольких лет. Но для достижения этого ему нужно сохранить также доверие российских вкладчиков, откладывающих свои деньги "про запас", и иностранных инвесторов. Этому может помешать неудача с реформой банковской системы в той же мере, что и мстительность в отношении компании "ЮКОС".