МОСКВА, 8 июля. На этой неделе российский банковский сектор испытал настоящий кризис доверия - несколько малых кредитных организаций практически закрылись, и вкладчики одного из крупных банков начали выстраиваться в очереди, чтобы снять деньги со счетов.
По заявлению Fitch Ratings, сделанному восьмого июля, 'Альфа-Банк', самый большой частный банк в России по объемам выданных кредитов, потерял за последнее время 70 миллионов долларов вкладов, отозванных вкладчиками, обеспокоенными возможными финансовыми проблемами банка. В ответ основатели 'Альфы' пообещали, если придется, привлечь собственные средства для покрытия финансовых обязательств банка.
'Акционеры 'Альфа-банка' располагают значительными активами и ресурсами, включая ресурсы, находящиеся вне банковского сектора, и официально объявляют о том, что при необходимости они готовы предоставить все эти ресурсы, чтобы удовлетворить абсолютно все требования наших клиентов, инвесторов и партнеров', - говорится в заявлении банка, выпущенном на этой неделе и подписанном обоими миллиардерами-основателями банка Михаилом Фридманом и Петром Авеном.
'Альфа-банк' один из немногих благополучно пережил разразившиеся в 1998 году кризис, дефолт и девальвацию российской валюты.
Одной из жертв падения уровня ликвидности в последнее время стал 'Гута-банк', который во вторник прекратил операции с физическими лицами и заявил о слиянии с государственным Внешторгбанком. Согласно данным аналитиков, практически закрылся 'Коммерческий банк сбережений', входивший в 400 крупнейших российских банков по объему активов; занимавший 58-е место в этом списке банк 'Диалог-Оптим' отложил выплаты по вкладам; банк 'Павелецкий', имевший номер 162, прекратил осуществлять некоторые платежи от имени своих клиентов.
Кризис был спровоцирован Центральным банком России. Недавно по его инициативе был закрыт 'Содбизнесбанк', который обвинили в нарушении правил ведения банковской деятельности и отмывании преступно нажитых доходов. Центральный банк аннулировал лицензию 'Содбизнесбанка', но не выплатил причитающиеся по вкладам суммы его клиентам. После этого по рынку межбанковских кредитов поползли слухи о том, какой банк будет закрыт следующим.
Тот факт, что Центральный банк не погасил обязательства 'Содбизнесбанка' перед вкладчиками, 'повредил репутации всех частных банков, с таким трудом заработанной после финансового кризиса 1998 года, - говорит Дмитрий Дмитриев, московский аналитик финансовой компании United Financial Group, специалист по банковскому сектору, - по нашему мнению, утеря этого ключевого актива может потянуть вниз всю банковскую систему'.
Корень банковского кризиса в России, возможно, и в том, что в стране не развиты основные виды услуг - например, возможность проверить состояние счета без необходимости ехать в банк. В результате этого многие обеспокоенные вкладчики более склонны к тому, чтобы в случае чего снимать свои деньги. Кроме того, как говорят эксперты, структура банковского бизнеса в России весьма неоднородна.
'В России слишком много банков, у многих из которых достаточно велик риск оказаться неплатежеспособными. Тем не менее, им удается получить лицензию на банковскую деятельность, поскольку минимальный размер капитала для этого установлен на абсурдно низком уровне в 1 миллион евро (1,2 миллиона долларов)', - говорит Питер Вестин (Peter Westin), экономист из Aton Capital Group.
Во всей России работает примерно 1300 банков, многие из которых принадлежат бизнесменам, владеющим другими компаниями и таким образом просто обеспечивающим самим себе банковское обслуживание. Около 400 банков располагают капиталом менее чем в 1 миллион долларов, не дотягивая, таким образом, и до официально разрешенного минимального объема капитала.
По словам экспертов, нерешительность Центрального банка только усугубила проблему. Эксперты считают, что Центральному банку так и не удалось перестроить банковский сектор после кризиса 1998 года.
Некоторые даже считают, что, имея 60 процентов акций Сбербанка - самого большого банка России по объемам вложенных средств, оставшегося еще с советских времен, - Центральный банк не желает делать банковский сектор более конкурентным. 'Для Центрального банка это само по себе является конфликтом интересов, - говорит Вестин, - эти акции Сбербанка должны принадлежать российскому правительству, а не самому Центральному банку'.
Также велика зависимость российских банков от отношений друг с другом. От 15 до 20 процентов всех обязательств, в особенности среди 100 крупнейших банков страны, приходится на межбанковские кредиты, в результате чего с началом кризиса 'разрыв между богатыми и бедными' банками в и без того слабом секторе увеличился еще больше: 'богатые' теперь работают только с такими же 'богатыми', а 'бедным' и 'очень бедным' рефинансирования на приемлемых условиях никто не предлагает.
Даже когда восстановится доверие клиентов и банков друг к другу, риски останутся высокими, причем как для малых банков, так и для крупных игроков рынка.
'Наблюдались признаки системного банковского кризиса, подобного кризису 1998 года, - говорит Дмитрий Дмитриев. - Вся российская банковская система может быть отброшена в своем развитии на пять-шесть лет назад, и восстановление доверия российских клиентов и западных банков займет очень много времени'.
Кремлевский экономист Андрей Илларионов, вообще любящий называть вещи своими именами, обвинил в кризисе Центральный банк, сказав, что кризиса можно было избежать, так как макроэкономическая система России осталась здоровой.
'Банковский кризис июля 2004 года, как и любой другой экономический кризис, стал результатом действий властей, включая действия службы по финансовому мониторингу, - заявил Илларионов. - При современном состоянии российской экономики организовать банковский кризис было наверняка очень трудно. [Однако] действия Центрального банка не могли не привести к кризису, и вот он наступил'.