Выживет ли ЮКОС? До 8 июля вторая крупнейшая нефтяная компания России должна была выплатить задолженности по налогам в размере 3,4 миллиарда долларов США - однако у компании в наличии имеется только 1,4 миллиарда долларов. Тем временем, 2 июля консорциум западных банков объявил ЮКОСу дефолт по выданным кредитам в размере одного миллиарда долларов, хотя эти банки пока воздерживаются от требований немедленного возвращения кредитов. Эти события означают, что давно тянущееся дело ЮКОСа движется к своей кульминации. Инвесторы отчаянно надеются на решение конфликта, так как с апреля индекс РТС упал уже на 27 процентов. Корреспондент журнала "Businessweek" Джейсон Буш рассказывает об этом очень российском финансово-политическом театре.
Чего пытается добиться Кремль?
Большинство московских политических инсайдеров и аналитиков согласны с тем, что главная цель Владимира Путина заключается в смене владельцев ЮКОСа, и в замене крупнейшего акционера ЮКОСа - принадлежащей Михаилу Ходорковскому компании "Менатеп" - кем-то другим, более подходящим Кремлю. Богатейший олигарх России Ходорковский поссорился с Кремлем в прошлом году из-за вмешательства в российскую политику, и теперь ожидает суда в связи с обвинениями в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. Лишение Ходорковского права собственности вполне может означать некую форму ренационализации ЮКОСа, хотя та же самая цель может быть достигнута передачей с благословения Кремля акций "Менатепа" новым владельцам.
Как может произойти ренационализация или смена владельцев?
Власти могут взять акции ЮКОСа в качестве погашения налоговых задолженностей, а затем продать их на аукционе новым владельцам. В то время как общая сумма налоговых претензий может достигнуть 10 миллиардов долларов, активы ЮКОСа оцениваются в 3-4 раза дороже. Беспокойство вызывает тот факт, что государство может преднамеренно занизить стоимость акций, чтобы оправдать захват большего пакета и получить таким образом контроль над компанией. Однако в этом случае будут очень недовольны миноритарные акционеры, и российскому инвестиционному климату будет нанесен ущерб на годы вперед.
Вместо этого варианта правительство может взять принадлежащий ЮКОСу 35%-й пакет акций "Сибнефти", стоимость которого оценивается в 4 миллиарда долларов. Однако в результате подобного хода ЮКОС останется нетронутым, и - что будет раздражать Кремль - контрольный пакет по-прежнему будет принадлежать Ходорковскому. Помимо того, государство может получить контроль над ЮКОСом, если Ходорковский продаст или уступит свои акции.
Есть ли какие-либо признаки сделки?
Появляется все больше признаков того, что Ходорковский готов отдать какую-то часть или все свои акции ЮКОСа правительству, либо в качестве оплаты налоговых задолженностей, либо в качестве гарантии их погашения, при этом погашение будет растянуто на несколько лет. 7 июля адвокат Ходорковского сказал, что олигарх порекомендовал совету директоров предложить его акции в качестве инструмента урегулирования налоговых вопросов.
Чего хочет Ходорковский?
Он, несомненно, хочет получить какую-либо компенсацию. Если его акции будут проданы или отданы в качестве залога, то, при их справедливой оценке, их стоимость превысит сумму предъявляемых правительством налоговых претензий. До того, как из-за предъявленных ЮКОСу налоговых требований стоимость акций компании упала, пакет Ходорковского оценивался в 15 миллиардов долларов.
Какие есть еще альтернативы?
Если сделка не будет заключена, то, как надеются миноритарные акционеры, уголовное дело против Ходорковского и его компаньона Платона Лебедева, которое должно будет возобновиться 12 июля, урегулирует сложившуюся ситуацию. Обвинения по уголовному делу отделены от налоговых претензий, и относятся к якобы незаконной приватизации горно-обогатительного комбината "Апатит", а также к уклонению от уплаты налогов. Если олигарх будет осужден, то ему придется выплатить 1 миллиард долларов, присвоенных им по утверждению прокуратуры, а также наложенные судом штрафы.
Некоторые аналитики полагают, что Кремль может также заставить суд найти законный предлог для конфискации всех принадлежащих Ходорковскому акций ЮКОСа. Когда Ходорковский будет вне игры, государство с удовольствием будет обсуждать с ЮКОСом варианты погашения налоговых задолженностей, избежав таким образом гнева миноритарных акционеров и экономических последствий банкротства ЮКОСа, которого Путин, по его словам, хотел бы избежать.
Проблема заключается в том, что государство сначала должно Ходорковского осудить, а суд над ним продлится несколько недель. Тем временем недовольство по поводу неопределенного состояния ЮКОСа становится все громче, так как кредиторы - независимо от того, чего в конечном итоге хочет Кремль - начинают терять веру в кредитоспособность компании.