На прошлой неделе в Лондоне, обедая с известным историком и биографом Уинстона Черчилля сэром Мартином Гилбертом (Martin Gilbert), я наблюдал за тем, как Мария Шарапова стала третьей теннисисткой за всю историю Уимблдона, выигравшей этот турнир в таком юном возрасте. Это был один из самых замечательных и незабываемых моментов в мировом спорте.
Вернувшись обратно в Соединенные Штаты, я с удивлением обнаружил, что теннисная королева последовала за мной, и в душу невольно закралось чувство страха. Мария Шарапова не сходит с экранов телевизоров, участвуя во всевозможных ток-шоу, где ведущие задают ей самые пошлые вопросы, какие только возможны. Они спрашивают ее о деньгах, полученных за победу, о вечеринках с участием знаменитостей, где она теперь неизменный гость, создают вокруг нее так называемый ореол известности - фантастическую вещь, за которую постоянно воюют акулы шоу-бизнеса.
Когда такой ореол окружает работу общественных деятелей вроде Рональда Рейгана (Ronald Reagan) или Джорджа Буша (George Bush), это оскорбительно. Но все детали клинтоновского балагана или пикантные подробности жизни кого-нибудь из голливудских звезд приводят обывателей в восторг.
Но вернемся к нашей теннисной героине Марии Шараповой, которая недавно провела потрясающую встречу против Серены Уильямс (Serena Williams). На протяжении большей части поединка Серена могла перехватить инициативу и выиграть. Мартин Гилберт и моя жена, смотревшая прямую трансляцию вместе с нами, прекрасно разбираются во всех перипетиях спортивной жизни, и их замечания были для меня так же полезны, как и наблюдения Джона Макенроя (John McEnroe), очень тонко и профессионально комментировавшего финал для телеканала 'BBC'.
Достоинства Марии Шараповой трудно отрицать. Она очень дисциплинированный игрок, прекрасный тактик и обладает сумасшедшей подачей - не говоря уже о том, что она - воплощение женственности на теннисном корте. Благодаря ей интерес к женскому теннису взлетит до заоблачных пределов и будет оставаться там еще долгие годы. По счастливой случайности женский теннис стал одним из немногих видов спорта, привлекающим столько же внимания, сколько обычно уделяется соревнованиям мужчин.
И все же на душе как-то неспокойно. Наши в высшей степени американские ведущие теле-шоу больше заинтересованы в тривиальных подробностях жизни этой 17-летней девушки, ее спортивные достижения никого не волнуют. Они рассматривают ее скорее как знаменитость, чем как замечательную спортсменку. Известность это огромная выгребная яма, куда попадают все более или менее заметные люди, привлекающие внимание акул шоу-бизнеса с их тяготением к дурной славе.
И теперь, если все получится так, как задумали телевизионные боссы, многообещающая чемпионка будет сидеть на сцене рядом с каким-нибудь модным певцом, моделью, рекламирующей нижнее белье, или, например, Моникой Левински (Monica Lewinsky). Коли на то пошло, Мария может оказаться в гостях у Дэвида Леттермана (David Letterman), сидя рядом с новоиспеченным автором мемуаров Биллом Клинтоном (Bill Crinton), хотя, как мне кажется, отец красивой девушки был бы не в восторге от такого соседства.
Президент-мачо - великолепная находка для телевизионной выгребной ямы. Для того чтобы стать знаменитостью, не нужно совершать ничего выдающегося. Он или она могут и пальцем не пошевелить и при этом привлечь внимание огромного количества людей. Нарушил закон - и ты уже известен на весь мир. Написал ужасную книгу воспоминаний, полную ошибок и лжи, - и снова ты на коне. Превратил свою работу в балаган - прославился опять. Надеюсь, моя идея понятна.
Билл Клинтон сделал все из вышеперечисленного, и теперь он самый известный из ныне живущих американских президентов. Но, несмотря на это, все, чего он достиг в жизни, это невероятное внимание со стороны средств массовой информации, не более того.
В спортивную историю имя Марии Шараповой уже сейчас вписано золотыми буквами. Она выиграла самый престижный титул, который у нее никто и никогда не сможет отобрать. Список чемпионов Уимблдона стал составляться еще в 19-ом веке, именно тогда заявила о себе самая молодая чемпионка Уимблдонского турнира Лотти Дод (Lottie Dod), выигравшая кубок в 1887 г. в возрасте 15 лет. Спустя сто десять лет корты английского теннисного клуба покорились ее одной молодой особе - Мартине Хингис (Martina Hingis), которая победила здесь в 1997 г. в возрасте 16 лет.
Одной из причин популярности спорта является его естественность и правдивость. Согласитесь, не просто скрыть радость победы или горечь поражения.
Историк по призванию Мартин Гилберт знает не понаслышке о правдивости жизни, что объясняет, почему он с таким восторгом наблюдал за ходом поединка между Марией Шараповой и Сереной Уильямс. Хорошие историки с успехом применяют жизненные наблюдения в своей исследовательской работе.
Чего не хватает в мире шоу-бизнеса, так это естественности и правдивости. Неважно, какими средствами достигнут успех, все сойдет для жадных до внимания телевизионных ведущих. Сейчас они хотят затащить Марию Шарапову в выгребную яму известности и славы. Они хотят узнать все о вечеринках, на которых она побывала, о сумме контрактов, которые подписала юная теннисистка. Если она затеряется в этом фальшивом мирке, то, без сомнения, средства массовой информации вознесут ее до небес. Но вместе с этим Мария потеряет свое место в иерархии чемпионов.
Эмметт Тайрелл-младший - главный редактор журнала 'American Spectator', один из редакторов газеты 'New York Sun', адъюнкт Hudson Institute. Его книга 'Госпожа Хиллари: тернистый путь к Белому дому' была напечатана этой весной издательским домом 'Regnery'