Возблагодарим господа за то, что он дал нам Ханса Бликса (Hans Blix). Стоит нам на минуту расслабиться и забыть, насколько изменился мир после 11 сентября, как бывший главный инспектор ООН по вооружениям Бликс немедленно оказывается под рукой, чтобы напомнить об опасности бездумного благодушия.
В недавнем выступлении в Вене он призвал с осторожностью относиться к утверждениям, что 'главной проблемой сегодняшнего мира является опасность, связанная с приобретением безответственными группировками и правительствами оружия массового поражения'. Почему? Потому, что 'для сотен миллионов людей по всему миру вопросом жизни и смерти является голод, а также потому, что, где бы вы ни жили на планете, ваше существование подвергается опасности из-за глобального потепления и других экологических угроз'.
Здесь мы приближаемся к самой сути споров относительно энергичной интервенционистской политики, проводимой Соединенными Штатами в последние несколько лет. Является ли потенциальный альянс между исламскими радикалами и террористическими государствами, имеющими такое оружие, угрозой самому существованию Соединенных Штатов и всей человеческой цивилизации?
Уже 12 сентября 2001 г., да и много месяцев после этой даты, это предположение касалось настолько очевидным, что с ним были согласны практически все. Со временем - за три года, в течение которых, вопреки всем ожиданиям и прогнозам, 'второй звонок' так и не прозвучал - это единодушие растаяло как дым.
Новая идея, высказанная Бликсом - представителем приходящего в упадок левого движения, и недавно растиражированная Майклом Муром (Michel Moore) - представителем охваченных паранойей левых кругов Америки, заключается в том, что эта угроза существованию человечества чрезвычайно раздута. Более того, она намеренно раздувается коррумпированным или невежественным (выбирайте, что хотите) президентом Бушем для оправдания американской агрессии, подлинной причиной которой является. . .на этом этапе левые несколько напускают тумана - они не в состоянии решить, направлена ли американская агрессия на простое обогащение транснациональных корпораций - может быть, даже одной фирмы 'Halliburton' - за счет щедрых военных контрактов, или призвана отвлечь внимание от предполагаемого провала в Афганистане, удовлетворить некие первобытные 'мужские' инстинкты, или же повысить социологические рейтинги.
За эти три года мы прошли долгий путь. Идея о том, что 11 сентября стало поворотным моментом исторического масштаба, грубым пробуждением ото сна, не оставившим сомнений, что враг объявил нам войну, сильно поблекла. Через неделю после теракта из вечернего эфира исчезли юмористические передачи - а когда вернулись, их участники словно извинялись за то что снова шутят - что они вообще в состоянии шутить после того, что произошло. Сегодня же Мур выпускает на экран полнометражный фильм-пародию о событиях 11 сентября и их последствиях, который не только превозносится критиками, но и привлекает массовую зрительскую аудиторию.
Кстати, версия Мура еще не так безумна, как один французский бестселлер, где утверждается, что самолеты, протаранившие всемирный торговый центр, дистанционно управлялись ЦРУ по приказанию президента. Мур всего лишь намекает на наличие некоего коварного заговора, ссылаясь на связи Буша с кланом бен Ладенов. Совсем по-другому обстояло дело два года назад - тогда член палаты представителей Синтия Маккини (Cynthia McKinney) потеряла свое место в Конгрессе за одно предположение, что Буш заранее знал о готовящемся теракте. (Сегодня она вновь участвует в выборной гонке и имеет очень неплохие шансы вернуть себе депутатское кресло).
В отличие от фильма Мура и французской книги, высказывания Бликса не назовешь безумными. Он просто отрицает уникальность проблемы терроризма с применением ОМП, приравнивая ее к глобальному потеплению и голоду. Да, голод - проблема жизни и смерти для тех, кто от него страдает. То же самое можно сказать об автокатастрофах, сердечных заболеваниях и землетрясениях. Но все эти проблемы вряд ли угрожают гибелью самой цивилизации.
Проклятие голода преследовало нас всегда, но уже как минимум 1000 лет он не угрожает существованию человечества. Глобальное потепление, возможно, когда-нибудь превратится в такую угрозу, но не в ближайшие десятилетия и даже столетия - кроме того, постепенный характер этого процесса дает достаточно времени на выработку контрмер.
Но если в десятке американских городов одновременно взорвутся ядерные боеголовки, то это произойдет мгновенно, и контрмер здесь не существует. Вспомните, как всего два конвертика с антраксом парализовали жизнь в столице величайшей сверхдержавы мира. Серьезное, скоординированное нападение на Соединенные Штаты с применением оружия массового поражения способно настолько потрясти основы существования Америки как функционирующего передового общества, что ее восстановление станет делом нескольких поколений.
Особую тревогу вызывает то, что столь очевидная истина вообще нуждается в повторении. Время, антиамериканская левая пропаганда и неудачи в Ираке не делают ее менее очевидной. Никогда раньше в истории знания о том, как создавать оружие, способное нанести непоправимый ущерб целому обществу, не были столь широким достоянием. Сегодня небольшие радикальные группировки в союзе с небольшими радикальными государствами могут нанести миру такой урон, на который ранее были способны лишь промышленно развитые великие державы, к тому же удачно расположенные в стратегическом отношении - например, Германия или Япония.
Мы живем в новом, слишком опасном мире. На карту поставлено буквально все. Сегодня мы покаянно бьем себя в грудь за то, что не сумели разобраться в ситуации до 11 сентября. И тем не менее, после 11 сентября прошло уже три года, и ситуация предельно ясна, а мы по-прежнему испытываем мощный позыв ее игнорировать.