В наши дни уже стало хорошим тоном - и я тоже считаю, что это хороший тон - попинать ногами Джорджа Буша, поскольку дела у него идут не очень хорошо. Однако прежде чем на него набросятся всей толпой, позвольте сказать слово в его защиту - точнее, в защиту его режима. Если буквально в двух словах, то с того времени, как он пришел к власти мир стал более безопасен. Никогда еще с начала второй половины 20-го века отношения между мировыми сверхдержавами не отличались таким спокойствием; да и число малых войн - этнических и племенных конфликтов, территориальных споров - с каждым годом становится меньше.
Несмотря на все проблемы, связанные с Ираком, правительство Буша смогло, тем не менее, удержать отношения с Россией на самом спокойном и наиболее продуктивном уровне со времен Русской революции (1917 г. - пер.). Несмотря на то, что между нами были трения по поводу выхода Соединенных Штатов из Договора по противоракетной обороне, Буш, похоже, убедил российского президента Владимира Путина в том, что он не замышляет внезапной ядерной атакой разрушить всю российскую оборону. Да и нефтяная политика США в Каспийском регионе оказалась не столь вредоносной, как сначала предполагалось. Бушу даже отступил назад (слишком далеко), продемонстрировав понимание политики Путина в Чечне.
В политике Буша в отношении России есть большие пробелы - он не торопится проводить ядерное разоружение и не выделяет достаточно денег на то, чтобы обезопасить старые российские ядерные боеголовки и склады оружейного плутония, которые могут быть гораздо более мощным источником распространения оружия массового уничтожения, чем Иран, Ирак и Северная Корея, в отношении которых он так старается. И все же в основах российско-американских отношений налицо отсутствие какого бы то ни было антагонизма.
Что касается Китая, то тут начало отношений также было не очень простым, но сейчас складывается впечатление, что Америка достигла с ним состояния мира и сотрудничества. Китайцы, не моргнув глазом, проголосовали за резолюцию ООН, одобряющую миротворческую миссию Соединенных Штатов в Ираке. Правительству Буша удалось убедить Тайвань на раскачивать лодку, и оно, похоже, признает, что Китай не имеет никаких других территориальных претензий, кроме Тайваня, Тибета и залежей полезных ископаемых в Южно-Китайском море. Все эти претензии вроде как разрешены и пока позволяют всем заинтересованным сторонам жить, не ввязываясь в кровавую бойню.
Очень умно у Буша вышло и с Турцией. Конечно, его застало врасплох то, что в последнюю минуту перед началом войны турки отказались предоставить американским войскам право прохода через свою территорию в Северный Ирак, но у него хватило такта не поднимать скандала и, более того, громче всех заявить о возможности принятия Турции в Европейский Союз.
Что касается Ирана, тут Буш поступил правильно, оказывая давление на европейцев, чтобы именно они требовали от иранского правительства признать, что страна разрабатывает ядерные бомбы. В отличие от Билла Клинтона, он гораздо полнее принимал в расчет экономические интересы России в Иране. И, возможно, там ему удалось бы сделать то же, что и в Ливии, где Муаммара Каддафи (Moammar Khadafy) сумели убедить в том, что разработку атомного оружия пора заканчивать. В конце концов, Буш, похоже, готов пойти на компромисс с Северной Кореей и оставить ей право быть ядерным государством.
На Ближнем Востоке политика США была политикой контрастов - очевидного прогресса достичь удавалось, но только там, где не было столь же очевидных провалов. Вашингтон неторопливо двигался к тому, чтобы позиционировать себя как критика авторитарных режимов, многие из которых он в то же время пытался привлечь на свою сторону. В ситуации с Израилем Буш словно вернулся на некоторое время назад, и ему пришлось проглотить изрядную долю критики от европейцев за то, что он так однозначно встал на сторону Ариэля Шарона. Однако эти европейцы, прежде всего Великобритания и Германия, забывают, что именно они израильскую проблему и создали, и для того, чтобы ее решить, каждый должен больше смотреть на самого себя, а не только на Соединенные Штаты.
В Афганистане, хотя начинать войну там вряд ли стоило, а 'борьба против террора' - все-таки более полицейская, нежели военная, задача, еще есть надежда на то, что страна уже пережила самые трудные времена повальной нищеты и власти полевых командиров, хотя перебои в поставках гуманитарной помощи в Афганистан до сих пор не ликвидированы.
Для большей части Индии лучших перспектив не было с 1947 года, когда оттуда ушли англичане. Ситуация между Индией и Пакистаном вселяет надежду на то, что обе стороны стремятся решить проблему Кашмира миром. Индия находится на прямом пути к тому, чтобы стать крупной в экономическом отношении державой, даже более крупной, чем Китай. При этом Индия вряд ли будет так уж враждебно настроена по отношению к Соединенным Штатам или к тому же Китаю. Хотя и запоздало, но Америка так или иначе однозначно решила с Индией дружить.
Хотя отношения Соединенных Штатов с ООН начались с прямого противостояния, сейчас мы поддерживаем миротворческую деятельность гораздо более последовательно, чем при Клинтоне - только в прошлом году в Африке было проведено пять миротворческих операций. К тому же у правительства Буша не возникло ненужных негативных эмоций по поводу того, что на последнем голосовании Совет Безопасности не согласился с требованием США предоставить иммунитет от возможного преследования Международным уголовным судом их войскам, размещенным в Ираке, Афганистане и других странах мира.
Если Буш проиграет выборы в ноябре, он оставит нам мир - если не считать палестино-израильский конфликт и ситуацию в Ираке - в гораздо более безопасном состоянии, чем то, в котором тот был, когда он пришел к власти. Кого за это благодарить? Колина Пауэлла или левое полушарие самого Буша? На этот вопрос пусть лучше ответят историки, поскольку пресса - что характерно - только все больше запутывает население.