Москва. Учитывая, что крупнейшая нефтяная компания России погрязла в междоусобицах с правительством и оказалась на грани банкроства, логично предположить, что инвесторы призадумаются, стоит ли вкладывать деньги в страну, где серьезная компания из доходной может стать неплатежеспособной.
Но те, кто здесь работает, утверждают, что хотя падение 'Юкоса' наглядно продемонстрировало, что Россия остается рискованной страной для инвестиций, их это не отпугнуло, так как, по их мнению, это исключительно дело одного человека, нарушившего правила.
Похоже, большинство инвесторов полагают, что суд наказывает 'Юкос' за то, что его бывший глава Михаил Ходорковский проигнорировал предупреждение президента Владимира Путина о том, что крупный бизнес не должен вмешиваться в политику. Держитесь подальше от политики, говорят они, и вы сможете прилично заработать в России.
'Я не думаю, что они на самом деле распугивают иностранных инвесторов, - считает Натан Хант (Nathan Hunt), глава Канадской деловой ассоциации в России. - Люди знают, что для того, чтобы делать бизнес в России, нужно следовать правилам - писаным и неписаным. Отталкивают ли события вокруг 'Юкоса' людей? Да. Пугают? Нет'.
Руководство 'Юкоса' вчера объявило, что ждет решения правительства - принять предложение Ходорковского об использовании его акций для погашения налоговой задолженности компании или послать судебных приставов для конфискации активов. В полночь в среду истек срок, когда 'Юкос' должен был выплатить правительству 94 млрд. рублей (4,26 млрд. долларов), и компания официально стала неплатежеспособной.
Суд запретил 'Юкосу' использовать счета или продавать активы, чтобы собрать деньги на погашение задолженности, что породило слухи о том, что истинной целью атаки на компанию, на которую приходится 20% нефти, добываемой в стране, является ее ренационализация.
По словам Ханта, дело 'Юкоса' продемонстрировало, что Россия остается полуконтролируемой экономикой, и что 'если власть правительства ставится под сомнение, правительство наносит ответный удар'.
В первом полугодии 2004 года в стране наблюдался рекордно высокий отток капитала (5,5 млрд. долларов). Многие связывают это с неопределенностью, которую создало дело 'Юкоса'. Однако некоторые экономисты считают, что эта цифра неверна, посколько включает суммы, которые вывозят из страны сами россияне, причем зачастую нелегально.
По их мнению, более надежным показателем того, как относятся к стране зарубежные инвесторы, служат прямые иностранные инвестиции, а они в первом квартале текущего года достигли рекодно высокой отметки - 2,8 млрд. долл. Несмотря на ситуацию с 'Юкосом' и недавний крах двух небольших российских банков, основные экономические показатели страны остаются стабильными.
'Было бы нелепо отрицать влияние, которое дело 'Юкоса' оказало на валютный рынок и экономику в целом. Оно неприятно, но не катастрофично, - считает глава Московской школы экономики Александр Некипелов. - Если бы это произошло в другое время, если бы экономическая ситуация не была такой благоприятной, это было бы катастрофой, но сейчас это не так'.
Примерно о том же говорил и Путин после встречи в Москве с канцлером Германии Герхардом Шредером. Он указал, что инвесторам стоит сосредоточиться на картине в целом. Недавно президент поставил перед страной задачу - удвоить ВВП к концу десятилетия. 'Наиболее убедительным знаком для инвесторов являются макроэкономические показатели России', - сказал он.
По мнению Геррита Хейнса (Gerrit Heyns), главы отдела продаж брокерской компании 'Тройка Диалог', инвесторы не только остаются в России (которая, по его словам, в настоящее время является одной из наиболее рассудительно управляемых стран в мире), но и во многих случаях ставят на возрождение 'Юкоса'. 'Многие институциональные инвесторы полагают, что решение проблемы будет найдено. Многие инвесторы сейчас ставят на 'Юкос''.
Тем не менее, Хейнс указал, что акции 'Юкоса' остаются нестабильными, а Россия - зачастую непредсказуемым местом для ведения бизнеса. 'Пожалуй, лишь два-три человека знают наверняка, что происходит' с 'Юкосом', - добавил он. - Я не знаю, что произойдет завтра, потому что до сих пор удивляюсь тому, что произошло вчера'.