Геополитическая судьба страны, колеблющейся между мечтами о Западе и тяжелыми снами о России, будет разыграна на президентских выборах в октябре.
Форменная политическая битва началась несколько недель назад на Украине за президентское кресло, которое десятилетие занимал Леонид Кучма, во время царствования запятнавший себя скандалами, но, наконец, пообещавший сложить полномочия в октябре, на который назначены президентские выборы.
Лихорадочная, почти боевая атмосфера, господствующая сегодня в Киеве, до боли напоминает возбуждение в российском обществе в конце правления Ельцина, когда его клан без особой надежды искал кандидата, способного покрыть все злоупотребления и защитить его огромные интересы.
Как и российские олигархи в 1999 году, крупнейшие патроны украинской олигархии без стыда ринулись захватывать наиболее привлекательные остатки национальной индустрии, пока еще не поздно. . . Так, недавно мы присутствовали при серии крупных, но непрозрачных, приватизаций, которые в основном принесли выгоду могущественному олигарху из Донецка Ринату Ахметову, близкому к премьер-министру Виктору Януковичу, и депутату Виктору Пинчуку, защищающему российские интересы и являющемуся зятем Кучмы. Около 93% первой сталелитейной компании страны, 'Криворожстали', прямо-таки провалились в их мошну.
На этом скандальном фоне действующие политические силы точат ножи, ожидая рукопашной схватки, которая обещает быть жестокой. С одной стороны, - премьер-министр Виктор Янукович, 'кандидат власти', окруженный олигархами и всей бюрократической государственной машиной, но мало популярный вне своей вотчины в Донецке.
Защищая наследство Кучмы, этот бывший местный 'босс', ростом под два метра, пытается избавиться от жалкого имиджа авторитарного правителя и коррупционера, приставшего к уходящему президенту. По некоторым слухам, Янукович даже не пользуется единодушной поддержкой в президентском окружении, как раз по причине своих слабых попыток быть независимым и благодаря своей относительной финансовой автономии.
Эти тонкости, похоже, не убеждают его соперников из оппозиции, сгрудившихся под либеральными знаменами главы 'Нашей Украины' Виктора Ющенко, красавчика и любимца Запада.
Бывший премьер-министр, перешедший в оппозицию в 2001 году, Ющенко обращает взоры на Запад и обещает построить 'подлинную демократию'. Противники обвиняют его в популизме, но многие на Западе видят в нем украинский вариант резвого грузинского президента Михаила Саакашвили, который сумел избавиться от пребывающего в агонии режима президента Шеварднадзе и провести бархатную революцию в декабре 2003.
Два старых друга встретились весной, посеяв панику в украинских коридорах власти, поскольку в визите Саакашвили там увидели знак грядущей дестабилизации, срежиссированной Вашингтоном. 'Меж тем я - не Че Гевара, пришедший зажечь огонь восстания', - пошутил Саакашвили.
Еще одно преимущество Ющенко, которое нельзя оставить без внимания, - союз с либеральной 'железной леди' Украины, Юлии Тимошенко, которая, несмотря на некоторые юридические неприятности, обладает значительной поддержкой Западной Украины.
Но нет уверенности в том, что неоспоримая популярность Ющенко, возглавляющего опросы с 25% голосов в его поддержку, позволит ему повергнуть своего соперника, которому оказывают доверие 17% респондентов. Социалисты и коммунисты объявили, что назовут своих собственных кандидатов, рискуя распылить голоса оппозиции. Практически тотальный контроль центральной власти и ее олигархов над телеканалами и над большей частью прессы, - недвусмысленно говорит против Ющенко.
Не стоит исключать и фальсификации, как показал скандал с июньскими выборами в Мукачево, когда кандидат от оппозиции Балога был объявлен проигравшим, тогда как опросы у избирательных урн отдавали ему значительное преимущество. Скандал последовавший за этим, особенно, когда в дело вмешалось ОБСЕ, заставил власти аннулировать результаты. . . 'Украинский президент признал, что эти выборы были ужасными, тем самым он хочет сказать. . . что спецслужбы, полиция, налоговая полиция и местные администрации дадут зеленый свет для всевозможных незаконных действий против оппозиции', - заключает Виктор Ющенко.
Другая реальная угроза вырисовывается со стороны законодательных уловок. Закон, принятый в конце июня в первом чтении с подачи Кучмы, закон об изменении конституции, цель которых - сгладить последствия возможного поражения. Глава исполнительной власти мечтает трансформировать Украину в парламентскую республику, чтобы превратить будущего президента в 'свадебного генерала'. Маневр, который позволил бы ему, благодаря поддержке Парламента, занять пост . . . премьер-министра.
После расширения Европейского Союза на восток, судьба Украины, - великой нации с населением 48 миллионов человек, расположенной на новой границе Европы, и имеющей показатель экономического роста в 7.5 %, - никак не второстепенный вопрос. Погрязнет ли страна в трясине авторитаризма и коррупции или выйдет на путь демократии? Проявит ли она волю к присоединению к евро-атлантическому сообществу или будет дрейфовать в сторону России, вплоть до 'аншлюса', как предсказывает один европейский дипломат?
Два тяжеловеса, Москва и Вашингтон, стоят за спинами кандидатов, вступающих в гонку. Россия, близкая к украинской власти, имеет одно реальное преимущество. Она уже на месте, со своими капиталами и специалистами по избирательным технологиям.
Желая 'сдержать' нестабильную Россию с 1991 года, американцы, в свою очередь, всегда приглядывались к Украине, оставив Кучму без поддержки только после скандала с исчезновением оппозиционного журналиста Гонгадзе, в 2000 году найденного обезглавленным в лесу. Человек США - конечно же, Ющенко, но американцам далеко до таких же мощных рычагов, как у России. На саммите НАТО, прошедшем в Стамбуле в конце июня, Вашингтон, тем не менее, ясно дал понять Кучме, что любая фальсификация выборов надолго закроет перед Киевом двери Альянса.