Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Перед законом равны не все

Хлебников разворошил осиное гнездо

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В России насчитывается 36 миллиардеров, имеющих в общей сложности состояние в размере свыше 140 миллиардов долларов США - это четвертая часть внутреннего валового продукта. В мае Хлебников опубликовал их имена и, тем самым, разворошил осиное гнездо.

На прошлой неделе канцлер Германии во время своего визита в Москву подтвердил Путину, имея в виду дело ЮКОСа, что его государство является правовым. Он, сказал Шредер (Schroeder), вполне понимает, когда государство хочет иметь налоги, которые ему полагаются.

Тем не менее, последние события в России заставляют задумываться не только о том, что касается дела ЮКОСа. Конечно, в 1993 году страна приняла в свободном волеизъявлении конституцию, которой, сравнивая ее с основополагающими правами в западных демократических странах, можно не стыдиться. Однако, как она реализуется, - дело другое. Россия, по словам мултимиллиардера Бориса Березовского, серого кардинала Кремля при Ельцине, попавшего при Путине из-за политических амбиций в немилость и теперь проживающего в эмиграции в Лондоне, живет, как и прежде, не по законам, а по понятиям.

В народе говорят более резко: каждый знает крылатые слова о том, что, мол, это делать, конечно, строго запрещено, но если очень уж хочется, то, несмотря на это, можно. Например, превратить в руины крайне прибыльное предприятие еще до того, как суд, перед которым глава концерна Михаил Ходорковский обязан сейчас держать ответ за мошенничество и за уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах, еще не вынес свое решение. Или покончить четырьмя пулями с неугодным журналистом, как это произошло с Полом Хлебниковым, главным редактором русскоязычного издания американского экономического журнала 'Forbes'.

Конечно, оба случая не связаны друг с другом. Если в деле Ходорковского демократическая общественность подозревает, что он поплатился за поддержку оппозиционных партий, то убийц Хлебникова следует, очевидно, искать в окружении 'золотой сотни', среди людей, выгадавших от приватизации, в ходе которой они в середине девяностых годов присвоили более чем сомнительными методами государственные предприятия. По крайней мере, в России насчитывается 36 миллиардеров, имеющих в общей сложности состояние в размере свыше 140 миллиардов долларов США - это четвертая часть внутреннего валового продукта. В мае Хлебников опубликовал их имена и, тем самым, разворошил осиное гнездо. Дело в том, что большинство поименно названных олигархов, несмотря на низкий подоходный налог, составляющий тринадцать процентов, не очень-то старалось исполнять свой гражданский долг и боится последствий.

В этом аспекте оба случая вполне, вероятно, имеют взаимосвязь. Дело ЮКОСа и убийство Хлебникова делают очевидным кризис особого российского пути, проходящего между принципами правового государства и авторитаризмом, когда закон одинаков не для всех, когда он подчинен целесообразности. Определение государственной доктрины Путин дал четыре года, придя к власти: 'управляемая демократия'.

Как временное состояние, чтобы консолидировать расколотое в результате перестройки Горбачева и хаоса эпохи Ельцина российское общество. О консолидации речь вряд ли может идти, скорее, о растущей неуверенности. Однако она в связи с нерешенными социальными проблемами, обостряющимися в результате спорных мер, принимаемых правительством, может рано или поздно привести к радикализации масс, которые на выборах 2008 года, когда Путин уже не сможет баллотироваться, посадят в седло такого лево-националистического демагога, как Дмитрий Рогозин.

Разве только, если Путин воспользуется большой личной популярностью и возьмет курс в направлении демократии.