Тридцатишестилетний юрист, получивший образование в США, всего шесть месяцев пробыл президентом Грузии, а уже не только весь Кавказ, но и Киев с Москвой чувствуют, как земля ходуном ходит от его активности.
Михаил Саакашвили вознесся к славе в Тбилиси в ноябре прошлого года на гребне волны народного гнева, и это событие получило название 'Революции роз', потому что падение президента Эдуарда Шеварднадзе обошлось без капли крови. В мае таким же образом Саакашвили сбросил главу черноморской автономии республики Аджария Аслана Абашидзе, который, наживаясь на таможенных пошлинах и использовании нефтяного терминала, превратил республику в свое маленькое княжество, но после столкновения с Саакашвили был вынужден бежать в Москву. Теперь, когда Аджария осталась автономией разве что по названию, взор грузинского президента обратился к другому анклаву - Южной Осетии, что всего в часе езды от Тбилиси.
Пока господину Саакашвили везет - его попытки снова объединить Грузию не привели к пролитию крови. Однако это еще вполне может произойти. В отличие от Аджарии, 80 процентов жителей Южной Осетии - обладатели российских паспортов. В Аджарии Саакашвили смог убедить Москву не вмешиваться, и Владимир Путин, понимая, что для него может означать 'революция роз', решил не останавливать поезд, а догнать его и тоже занять место.
В Южной Осетии Москве и Тбилиси будет гораздо труднее достичь взаимопонимания, поскольку интересы объединения Грузии конфликтуют с российским стремлением 'поддержать своих'. Уже начинаются маленькие столкновения, которыми обычно предваряются большие: югоосетинские силы при поддержке русских разоружили 38 грузинских военнослужащих, впоследствии отпустив всех, кроме троих; в свою очередь, грузинская полиция остановила колонну российских грузовиков, везшую в Цхинвали боевые ракеты. В субботу господин Саакашвили выступил с заявлением о близости войны.
Однако мы уже знаем его политический стиль. Он сначала пробует почву, не скупясь на резкие высказывания, а потом стремится улучить удобный момент для действий. Когда дошло до дела в Аджарии, господин Абашидзе, называвший себя дедушкой своей нации, предпочел остаться дедушкой и уступил. В Осетии все может быть совсем по-другому.
Молодого грузинского президента, который сегодня прибывает в Лондон, очень полюбили на Западе. На осуществление его больших планов по превращению своей страны, разрушенной гражданской войной и еще не избавившейся от наследия коммунизма, в современной европейское государство Европа уже выделила ему безо всяких условий 1 миллиард евро.
Внутри страны граждане реагируют гораздо острее, потому что мелкие нарушения прав человека, жесткие повороты его антикоррупционной кампании и конституционные изменения, проталкиваемые через парламент в течение трех дней, касаются непосредственно их самих. Мало кто сомневается в том, что господин Саакашвили действительно хочет построить общество, в котором закон был бы высшей силой, однако также видно, что, по его мнению, цель вполне оправдывает средства.
Пока что ставки Саакашвили всегда выигрывали. 'Революция роз' еще не окрасилась в цвет крови - пока.