На прошлой неделе внимание на глобальных рынках капитала было приковано к двум вопросам - растущей озабоченности в связи с состоянием российской банковской сферы и эпической борьбе нефтяного гиганта 'ЮКОС' за выживание. Кое-кто даже опасался повторения финансового краха шестилетней давности, когда дефолт России по внешней задолженности, послужил катализатором глобального долгового кризиса.
Может такое произойти на самом деле?
'Мы считаем, что напряженность в банковском секторе вполне может продлиться еще несколько дней или недель', - пишет в своей статье Эл Брич (Al Breach), главный экономист московского отделения 'Brunswick UBS'.
Однако он тут же добавляет, 'Мы по-прежнему придерживаемся точки зрения, что это не следует расценивать как свидетельство системного кризиса: речь просто идет о проявлениях 'волнового эффекта', вызванного первыми шагами серьезной банковской реформы среди российского населения - оно уже не раз 'обжигалось' и настроено крайне скептически'.
Система банковских услуг для физических лиц - в России она только формируется - подвергается жесткому регулированию со стороны Центрального банка, стремящегося укрепить этот сектор за счет ужесточения мер по отношению к проблемным банкам и полного искоренения неблагонадежных - в основном небольших - кредитных учреждений.
Однако на прошлой неделе, во вторник, когда двери перед вкладчиками захлопнул довольно крупный 'Гута-банк', возникли новые опасения относительно ситуации в банковской сфере.
Крах этого банка, по объему активов занимавшего 22 место в России, был вызван массовым изъятием вкладов в июне, объемы которого достигли беспрецедентного уровня в 10 миллиардов рублей (344 миллионов долларов), что составило примерно треть общего баланса банка. Смятение, воцарившееся в 'Гуте', вызвало опасения инвесторов, что кризис ликвидности, преследующий мелкие российские банки, начал распространяться среди крупных игроков в этом секторе.
В среду 'Альфа-банк', четвертый по величине банк в России и третий по объему вкладов физических лиц - после государственных Сбербанка и Внештогбанка - был вынужден заверить охваченных паникой клиентов, что у него не существует проблем с ликвидностью, подобных тем, что поразили 'Гуту'.
''Альфа-банк' осуществляет и будет осуществлять любые выплаты и выполнять другие требования клиентов в полном объеме, без каких-либо ограничений или задержек', - отмечало руководство банка в заявлении, размещенном в среду на его вебсайте. Как отмечает аналитик из 'Standard & Poor's' Скотт Баги (Scott Bugie), 'События этой недели показывают, что стоящая перед Центральным банком задача - провести 'чистку' финансового сектора и при этом не подорвать доверия вкладчиков к банкам - является чрезвычайно трудной'. Однако инвесторов, вложивших средства в российские долговые обязательства - пользовавшиеся в прошлом году на рынке необычайной популярностью - как сам банковский кризис, так и 'дело 'ЮКОСа'' практически оставили равнодушными. Спрэд по российским бумагам, входящим в расчет Глобального индекса облигаций развивающихся стран (Emerging Markets Bond Index Global - EMBI Global), составляемого инвестиционным банком J.P. Morgan - им руководствуются большинство участников рынка - составлял на торгах в пятницу 3,39 процентных пункта, а доходность на момент погашения - 7,84%.
По сравнению с показателями прошлой недели в отношении равноценных казначейских обязательств - 2,99 процентных пунктов и доходностью на момент погашения в 7,53% - спрэд несколько увеличился. Что же касается спрэда в рамках EMBI Global, то он за неделю возрос на 0,1 процентного пункта.
Неприятности в российском банковском секторе начались еще в мае, когда один из банков по распоряжению Центробанка был закрыт по обвинению в отмывании денег.
В среду, когда перед отделениями 'Альфа-банка' выстраивались очереди вкладчиков, финансовые власти страны повысили ликвидность в банковской системе, сократив объем минимальных обязательных резервов для российских банков, работающих с физическими лицами, и коммерческих банков с 7% до 3,5%.
Это распоряжение вступило в силу с четверга.
Тем не менее, в тот же день агентство 'Moody's Investors Service' приняло решение о переоценке рейтингов 18 из 23 российских банков, которые оно отслеживает, с целью их возможного понижения. В то же время, как заявляет агентство, потенциальный кризис ликвидности в этих 'розничных' банках не должен затронуть крупные государственные банки вроде Сбербанка, Внешторгбанка, Внешэкономбанка и Газпромбанка.
Более того, как отметил в интервью 'Barron's' директор-распорядитель службы рейтингов европейских банков в агентстве 'Moody's' Сэмюэл Теодор (Samuel Theodore), государственные кредитные учреждения 'только выигрывают за счет миграции вкладчиков из этих частных банков, если те уходят с рынка'.
Марк Доу (Mark Dow), один из менеджеров 'MFS Investment Management', отвечающих за управление долговыми обязательствами развивающихся стран на сумму в 1,5 миллиарда долларов, утверждает: даже если в 'Альфе' возникнет кризис, подобный тому, что случился с 'Гутой', что он, впрочем, считает маловероятным, 'правительство, в отличие от 1998 г. не нуждается в заимствовании у частных банков'.
Высокие цены на нефть привели к образованию большого профицита текущего платежного баланса и госбюджета России. Кроме того, банковская система 'не занимается кредитованием частного сектора, так что она реально не участвует в обеспечении экономического роста', - отмечает Доу. 'Банковская система не способна 'обрушить' российскую экономику, - добавляет он. - Даже если неприятности возникнут у крупных банков, чего, на мой взгляд, не происходит, последствия будут куда менее драматичными, потому что правительство не занимает у них деньги, а банковская система по сути не является посредником в области кредитования реальной экономики'.
По словам Доу, российские власти хотят, чтобы банки 'начали функционировать, как и положено банковской системе, и стимулировать экономическую деятельность'. Ставки по российским долговым обязательствам в портфеле MFS слегка превышают индекс.
Тем временем, акционеры 'Гуты' приняли предложение о его покупке от Внешторгбанка - второго по величине коммерческого банка России.
'Потрясения в российском банковском секторе вызваны паникой вкладчиков и волной изъятия вкладов, - утверждает Брич из 'Brunswick UBS'. - Напряженность нарастает по классическому сценарию: все началось со слухов, затем их эскалация приводит к 'бегству вкладов', кризису ликвидности и крушению банка'.
При всем вышесказанном, Энди Бреннер (Andy Brenner), глава службы по торговле фиксированными облигациями в 'Investec', рекомендует инвесторам, работающим с развивающимися рынками, проявлять осторожность, поскольку последние события в России способны вызывать лавинообразный эффект на других рынках.
'Они все взаимосвязаны, и если в одной стране происходит крах, это может затронуть и другие государства, - замечает Бреннер. - Один и тот же человек или группа может действовать на пяти разных рынках, и если на одном из них инвесторы пострадали, они вынуждены продавать свои бумаги и на других рынках. Это в чем-то напоминает события 1998 г.'.
Баги из 'Standard & Poor's', однако, доказывает, что российская экономика 'развивается быстрыми темпами и не испытывает недостатка в ликвидности - как в государственном, так и в частном секторе - благодаря высоким доходам от экспорта энергоносителей и металлов'.
Российское правительство, добавляет он, имеет все возможности, чтобы 'с легкостью' обеспечить ликвидность банковского сектора и тем самым развеять опасения инвесторов.