11 июля 2004 года. Завтра в полночь российскому нефтяному гиганту "ЮКОС", который добывает больше нефти, чем вся Ливия, грозит разорение. В прошлую среду эта компания не сумела в назначенный срок заплатить недоимки по налогам за 2000 год в размере 100 млрд. руб. (1,8 млрд. английских фунтов). Обыкновенно российским компаниям дается 5 суток, чтобы внести в казну деньги, после чего судебные приставы налагают арест на их имущество, и потому менеджеры "ЮКОСа" в эти выходные отчаянно пытались договориться с правительством и спасти компанию. Если она обанкротится, это станет самым крупным единичным актом корпоративного вандализма со стороны правительства. В прошлый четверг мировая цена на сырую нефть выросла больше чем на 1% из-за тревожных ожиданий нарушений поставок нефти в случае разорения "ЮКОСа".
Также завтра, после многих месяцев отсрочек, в Москве начнется суд над богатейшим человеком России Михаилом Ходорковским. Государственные обвинители вменяют в вину г-ну Ходорковскому, крупнейшему акционеру и бывшему генеральному директору "ЮКОСа", уклонение от уплаты налогов и хищение на сумму около 540 млн. долл. США. Обвинения настолько длинны и подробны, что потребуется 4 или 5 дней только лишь для того, чтобы сторона обвинения зачитала акт обвинительного заключения против него. Суд может продлиться до 5 месяцев.
Никто не знает, что станет с "ЮКОСом" или с г-ном Ходорковским. Россия не славится своей прозрачностью ни в политике, ни и в деловой практике. Главный стратег и глава отдела ценных бумаг инвестиционной компании "Совлинк" (Sovlink) Эрик Клаус (Eric Klaus) говорит: "Ситуация быстро подходит к развязке, однако она остается туманной даже по российским меркам". Ясно только то, что судьбы г-на Ходорковского и компании "ЮКОС" взаимосвязаны. Итак, какое влияние эта внутренняя свара может оказать на международную арену?
Эта "игра" началась всерьез в октябре прошлого года в аэропорту сибирского города Новосибирск, где приземлился для дозаправки личный самолет г-на Ходорковского. Агенты Федеральной службы безопасности (преемницы советского Комитета государственной безопасности), размахивая автоматами, окружили самолет, а затем взяли его штурмом. Они арестовали г-на Ходорковского, который в то время еще являлся генеральным директором "ЮКОСа", и увезли его в Москву для допроса в связи с расследованием дела о якобы имевшем место воровстве имущества и уклонении от уплаты налогов.
Аналитики и политические стратеги согласны в том, что эти обвинения являются политически мотивированными. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), этот клуб богатых стран, на прошлой неделе заявила: "Совершенно очевидно, что это дело связано с исключительно избирательным применением закона" Далее она добавила, что суды и прокуроры "исключительно политизированы". Арест г-на Ходорковского и налоговые претензии к "ЮКОСу" породили опасения, что Кремль начинает более широкую кампанию против олигархов - небольшой группы богатых россиян, которые контролируют Большой Бизнес - с целью отнять у них некоторую часть тех миллионов, которые они сделали во время темных приватизаций 1990-х годов. Однако это не так. Серьезная ошибка, которую допустил г-н Ходорковский, состояла в том, что он полез в политику и, по ходу дела, нарушил "пакт олигархов", который заключил с ними президент Владимир Путин, когда пришел во власть. В обмен на то, что Кремль не станет вмешиваться в их бизнес, олигархи согласились не вмешиваться в политику.
Другие олигархи прислушались к данной рекомендации. Первого июля в Москве г-н Путин встречался с 21 самым важным олигархом, включая Романа Абрамовича, владельца футбольного клуба "Челси" и нефтяного и алюминиевого магната. В тот же день российские налоговые власти предъявили компании "ЮКОС" еще одну налоговую претензию за 2001 год в сумме 1,8 млрд. английских фунтов. Поскольку это Россия, говорить о случайном совпадении не приходится. Послание было четким: "Попробуйте выступить против меня, как это сделал Ходорковский, и я прижму к ногтю вас тоже".
Другие олигархи начали покупать активы заграницей, но это объясняется столько же политическими мотивами, сколько и деловыми. Ранее в этом году крупнейший в мире производитель никеля и палладия "Норильский никель", контролируемый одним из самых крупных российских олигархов Владимиром Потаниным, купил 20% акций южно-африканской горнорудной компании "Gold Fields". Это - самое крупное на сегодня иностранное приобретение "Норильского никеля", которое, по мнению аналитиков, поможет ему расшириться. Но это не является признаком того, что остальные олигархи дрожат от испуга и боятся, что злой рок г-на Ходорковского и его компании постигнет их тоже.
Несмотря на все спекуляции по поводу мотивов г-на Абрамовича при покупке им "Челси" - возможно, это было сделано для того, чтобы завоевать благорасположение Великобритании на тот случай, если придется искать там убежище? - он частенько бывает в России. Ему по-прежнему принадлежат 25% акций "ЮКОСа", который не так давно слился с его нефтяной компанией "Сибнефть". Несмотря на богатые возможности, Абрамович не продал свою долю в "ЮКОСе" какой-нибудь иностранной компании, как не попытался и продать "Сибнефть" покупателю, готовому заплатить наличные деньги, как мог бы поступить тот, кто волнуется по поводу ареста своих активов и хочет взять деньги и смыться. Как утверждает г-н Клаус: "Другие олигархи не станут следующими объектами уголовного преследования со стороны Кремля. Путину они не помеха: пусть себе сказочно богатеют, лишь бы только не вмешивались в политику. Они знают, что тогда с ними произойдет".
Дело "ЮКОСа" привлекло внимание Запада. Министр иностранных дел Великобритании Джек Стро (Jack Straw) заявил в Москве на прошлой неделе: "Все члены российского правительства понимают необходимость существования в России предсказуемого и стабильного климата для иностранных инвестиций в эту страну" Он, однако, согласился с тем, что это "внутреннее дело" России. Иными словами, пока дело "ЮКОСа" не затрагивает интересы других предпринимателей, Запад вмешиваться не станет.
Ричард Уоллас (Richard Wallace), директор Российско-британской торговой палаты в Москве, говорит, что дело "ЮКОСа" не значит, что иностранным фирмам следует избегать России. "По причине того, что это дело получило широкую огласку, английские компании начинают им интересоваться, - говорит он. - Но мы хотим сообщить, что Россия все так же является благоприятным местом для инвестирования и ведения дел, при условии, что компании проведут необходимые предварительные исследования".
Однако это дело нанесло ущерб российской экономике и ее авторитету на Западе. Глава крупнейшего российского частного банка "Альфа-банк" на прошлой неделе предостерег, что нервничающие вкладчики могут снять со своих счетов до половины вкладов. Значительная часть неуверенности была вызвана установленными "Центробанком" России новыми правилами, а также реструктуризацией российского долга Германией, однако рынки ценных бумаг тоже были поколеблены делом "ЮКОСа".
Оно, по крайней мере, напомнило инвесторам о том, что эта страна не свободна от рисков. Российская экономика в последние годы находится на подъеме, чему способствует высокая мировая цена на нефть, от которой зависит значительная доля ее богатства. Иностранные инвестиции, такие как 8,3 млрд. английских фунтов, которые английская нефтяная корпорация "British Petroleum" (ВР) вложила в совместное предприятие с российской нефтяной компанией ТНК, потекли в страну рекой. Однако, если не считать кредитно-рейтингового агентства "Moody's", другие агентства пока еще воздерживаются присваивать России самый высокий рейтинг ("капиталовложений"). Английская компания "Sibir Energy", занимающаяся добычей нефти в России, также познала все "прелести" ведения бизнеса в России, когда обнаружила, что ее акции в совместном с российской компанией предприятии были тайно "разбавлены", в результате чего они стали почти ничего не стоящими.
Акционеры "ЮКОСа" тоже нервничают. Цена акций этой компании скачет, как сумасшедшая, при каждом известии, хорошем или плохом. Сатирический веб-сайт "Exile", который в Москве создали экспатрианты, в прошлом месяце опубликовал шутливую серию новостей, которая подвела итог настроениям в обществе. "Президент Путин, возможно, произнес слово 'ЮКОС', когда вчера чихнул, а в результате цена акций этой компании взлетела на 400%". Тут же было процитировано мнение одного аналитика, который сказал: "Рынок воспринял это как позитивный признак, что Кремль готов отступиться".
Лагерь "ЮКОСа" выражает надежду, что тот факт, что он все еще жив после установленного на прошлой неделе предельного срока погашения задолженности, является хорошим знаком. Роберт Амстердам, адвокат г-на Ходорковского, говорит: "Они не расстреляли пленника в среду". Но если окажется, что это всего лишь временная отсрочка, советники г-на Ходорковского из инвестиционной компании "МЕНАТЕП", которая владеет 44% акций компании "ЮКОС", станут планировать свой ответный ход.
Г-н Амстердам заявляет, что, если российское правительство начнет отбирать авуары "ЮКОСа", они попытаются добиться постановления международного суда, которое позволит им захватывать в качестве компенсации зарубежные активы контролируемых российским государством компаний. "У 'МЕНАТЕПа' существуют неограниченные возможности правовых акций. Любые авуары, имеющие касательство к России, стали бы их законной добычей", - говорит он. Юристы в Великобритании сказали, что это было бы трудно осуществить, но это заставляет думать о том, что г-н Ходорковский не собирается сдаваться без боя.