Житель Нью-Йорка, русский по происхождению, обосновавшийся в Москве шесть месяцев назад, Пол Хлебников сохранял оптимизм относительно будущего России.
Американский журналист Пол Хлебников был оптимистичен в оценках будущего России, - случай редчайший в среде иностранных московских корреспондентов. Житель Нью-Йорка, по происхождению - русский, многие годы посвятивший расследованию событий, происходивших в капиталистических джунглях эпохи Ельцина, он отдал этому делу весь свой талант. Хлебников несколько даже наивно полагал, что Москва решительным шагом движется по пути демократии, под управлением Владимира Путина, решившего заставить олигархов 'идти в ногу'.
То, что Хлебников обосновался в Москве полгода назад, вместе с женой и тремя детьми, вполне соответствовало его политическим взглядам, поскольку он надеялся внести свой вклад в возрождение страны, поставив на ноги русское издание американского экономического ежемесячника 'Forbes', первый номер которого вышел в апреле. Пол был полон надежд, которые он связывал с будущим страны, откуда были вынуждены бежать его предки во время революции, он был идеалистом. Неделю назад он признался журналисту 'Sunday Times' Марку Франкетти (Mark Franchetti), что хотел бы 'писать о России истории в положительном ключе', и счел своего собеседника 'слишком пессимистичным'.
'Я более свободен в России, чем в США, и чувствую, что страна таит в себе великие возможности', - с энтузиазмом отстаивал он свою точку зрения. Но его мечты были разбиты вечером пятницы, когда он был убит на выходе из редакции хладнокровными убийцами, неизвестными. Смертельно раненый журналист нашел в себе силы сказать редактору российского издания 'Newsweek' Александру Гордееву, что не знает, кто хотел бы свести с ним счеты.
Пол Хлебников был убит в возрасте 41 года, и так и не узнал, почему и за что. Он стал первым западным журналистом, павшим жертвой коварного расчета загадочных сил, которые возятся в тошнотворном болоте путинской России. И именно ли он был мишенью? Высокий брюнет с фигурой американского супермена, свободно говорящий по-русски, провел в апреле пресс-конференцию, посвященную выходу первого номера 'Forbes', на которой заявил, 'что эпоха дикого капитализма и мошеннических приватизаций ушла в прошлое'. Сделал ли он что-нибудь такое, или написал, что могло быть воспринято как угроза неким политическим и экономическим интересам? Или скорее это 'Forbes' кому-то мешал, его независимость таила угрозу в условиях засилья контроля над прессой? Вчера, два дня спустя после трагедии, сообщество российских и зарубежных журналистов терялось в догадках, ссылалось на возможные коммерческие конфликты, конфликты интересов группы 'Springer', которой принадлежит журнал, и ее конкурентов. В убийстве видели даже дело рук группы националистов, желающих очистить российскую землю от представителей Запада.
Ничто в деятельности журналиста не позволяет заподозрить, что имело место заказное убийство. Пол Хлебников не имел телохранителей, не чувствовал себя под угрозой, и постоянно успокаивал на этот счет свою жену. Вот уже долгие месяцы он не вел никаких расследований. Хотя он и опубликовал список 'ста самых богатых людей России' в первом, апрельском номере 'Forbes'. Этот список был назван одним банкиром 'расстрельным списком'. Кроме того, Пол Хлебников утверждал, что после выхода номера в свет, ему угрожали. Но расследование было 'довольно поверхностным, и в нем были упомянуты только относительно известные имена', - отметил вчера журналист Сергей Пархоменко.
Ссыльный олигарх Борис Березовский, старый враг Хлебникова, в ответ на вопрос, заданный ему в пятницу, сказал лишь, что редактор американского журнала должен был нажить себе врагов, поскольку 'бизнесмены не любят излишней публичности, когда их имена упоминают не по делу'. Главный редактор 'Forbes' 'пал жертвой недостатка точности', - добавил он. По его оценке это должно было 'сильно кому-то не понравиться'.
Именно пролив свет на ключевую роль Бориса Березовского во властных структурах Кремля, при Ельцине, Пол Хлебников снискал себе славу в 1996 году. Статья, в которой он назвал магната 'крестным отцом Кремля', попала в самую точку, и привела олигарха в ярость. Березовский затеял долгую судебную тяжбу, требуя компенсации. Откровения Александра Коржакова, бывшего начальника кремлевской службы безопасности, стали пищей для статьи, придали ей пикантности. Коржаков высказал мнение, что российский миллиардер был связан с чеченской мафией и мог быть замешанным в убийстве руководителя одного из телеканалов.
Несмотря на судебную процедуру, по результатам которой иск Бориса Березовского был удовлетворен в 2003 году, талантливый Хлебников продолжил свою атаку, опубликовав в 2000 году книгу с провокационным заголовком 'Борис Березовский, или разграбление России'. На захватывающем, ярком полотне книги широкими мазками были нанесены портреты акул русского капитализма. На книгу до сих пор ссылаются. Хлебников считал, что дикие времена прошли. Его трагическая смерть доказывает обратное.