Когда в начале июля Германия приняла решение продать свои кредиты России стоимостью в 5 миллиардов евро, предоставленные в свое время в рамках Парижского клуба, все считали это весьма смелым шагом. По мнению банкиров, эта мера, которую все хвалят и считают весьма успешной, обозначает начало нового курса германской системы бюджетного управления под началом министра финансов Ганса Эйхеля (Hans Eichel).
Время для сделки по русским долгам выбрано самое благоприятное. Самое главное, что таким развитием событий довольна Россия, поскольку в этом году она не планирует брать новые кредиты. К тому же в настоящее время действуют привлекательные процентные ставки, и недостатка в желающих приобрести доли в ее долговых обязательствах нет, так как инвестиционно-кредитные прогнозы для России в последнее время все улучшаются.
Было проведено четыре сделки с трех-, пяти- и десятилетними долговыми обязательствами.
Таким образом, правительству, обозначившему операцию термином "приватизация", удалось одним махом продать половину из всей суммы в 10 миллиардов евро, запланированной на этот год, и покрыть этой суммой часть бюджетного дефицита, оцениваемого в 40 миллиардов евро.
Идея превратить долговые обязательства Парижскому клубу в ценные бумаги не нова. В конце 90-х годов Франция и Италия таким же образом, хотя и в меньших количествах, продавали государственный долг Польши. Однако операция, проведенная Германией, стала уникальной по масштабности и организации - даже гарантии по оплате доставлялись непосредственно инвесторам в специальной машине. План всей сделки принадлежит компании Goldman Sachs, которая занималась ей совместно с Deutsche Bank.
Ввиду очевидной успешности операции, эксперты предположили, что другие подобные шаги не заставят себя ждать. Например, Харвиндер Сиан (Harvinder Sian) из ABN Amro заявил: "Если им еще нужны наличные деньги, есть все основания считать, что еще одна подобная операция будет спланирована к концу четвертого квартала".
Хотя банкиры подчеркивают, что условия по процентной ставке и согласию российской стороны должны остаться неизменными, правительство Германии заявило о том, что еще 5 миллиардов евро из 14 миллиардов, которые должна Россия в рамках Парижского клуба кредиторов, теоретически должны быть обращены в ценные бумаги таким же способом, добавив, однако, что в течение ближайших шести месяцев подобных сделок проводиться больше не будет.
Существует возможность, что так же поступят и с долговыми обязательствами других стран, которые должны Парижскому клубу, хотя, по словам банкиров, никакая другая страна не имеет такого долга, как Россия, кредиты которой составляют до 40 процентов всех кредитов, выданных Германией через Парижский клуб.
По словам одного из банкиров, "среди остальных [стран] трудно найти какие-либо [активы] того же количества и качества".
И банкиры, и экономисты считают, что данной сделкой ознаменована новая политика немецкого министерства финансов, исповедующая более творческий подход в поиске источников пополнения бюджета.