МОСКВА. 12 июля. М.Б. Ходорковский сегодня вновь вернулся в зал судебных заседаний, где его ждала железная клетка, в которой во время процесса находятся подсудимые. Магнат вновь повторил свое предложение отказаться от своего контрольного пакета в НК 'Юкос' в то время, как российские власти приступили к взысканию 3,4 млрд. долларов по налоговой задолженности плюс 7% пенни за просроченный платеж.
На слушаниях в понедельник главным образом рассматривались процедурные вопросы, подобные тому, например, может ли проходящий по одному уголовному делу с М. Ходорковским Платон Лебедев, которому также инкриминируются мошенничество, уклонение от уплаты налогов и другие уголовные преступления, обратиться к врачу по поводу имеющегося у него заболевания гепатитом. Судья отклонил ходатайство, несмотря на явно желтушный вид подсудимого и личное поручительство его дочери, сына и брата.
Во время перерыва на судебных заседаниях, М. Ходорковский, беседовавший с журналистами стоя в железной клетке, подтвердил факт ведения переговоров с властями по поводу будущего 'Юкоса', которому угрожает банкротство в связи с необходимостью погасить налоговую задолженность за 2000 г. в размере 3,4 млрд. долларов.
В конце прошлой недели руководство НК 'Юкос' направило Кремлю предложение о предоставлении компании рассрочки в погашении налоговой задолженности за 2000 - 2003 гг. на общую сумму 8 млрд. долларов.
На улице, где скопились студенты, выступающие в поддержку М. Ходорковского, один из адвокатов миллиардера Антон Дрель отрицал поступившую информацию о том, что его клиент просто передаст властям свои акции 'Юкоса'. Адвокат сообщил, что его подзащитный надеется получить определенную компенсацию, - вполне возможно от компании в будущем.
А. Дрель сообщил также, что никакой реакции со стороны властей на это предложение пока не поступало.
Процесс над М. Ходорковским и П. Лебедевым является частью целого ряда дел, которые российские власти возбудили против НК 'Юкос' и его владельцев. Президент РФ В.В. Путин не раз подчеркивал, что дело должно рассматриваться в суде, и что он лично не заинтересован в объявлении 'Юкоса' банкротом. Однако, как полагают многие эксперты, судебное преследование олигарха связано с тем, что В.В. был крайне недоволен тем, что М. Ходорковский на прошлых парламентских выборах осмелился финансировать оппозиционные силы, а также активно лоббировал передачу магистральных нефтепроводов в частные руки.
М. Ходорковский также добавил, что относительно его личной судьбы или по поводу надежд, связанных с возможностью проявления со стороны суда снисходительности к подсудимому, в связи с его предложением расстаться со своими акциями в 'Юкосе', переговоры с властями не велись.
Вместе с тем адвокаты нефтяного магната признали, что в том случае, если их подзащитный передаст свой пакет из 44% акций в НК 'Юкос', это может в определенной степени повлиять на ход судебного разбирательства.
Как отметил известный российский правозащитник адвокат Юрий Шмит, который в свое время защищал советских диссидентов, а также относительно недавно выступал в качестве адвоката защиты на процессе по делу эколога Александра Никитина, 'данное дело имеет явную политическую окраску'. 'Вполне возможно, что предложение г-на Ходорковского передать свои акции менеджменту 'Юкоса' является удачным ходом, своего рода козырем, который возымеет свой эффект', - считает юрист.
В понедельник агентство 'Интерфакс' со ссылкой на правительственные источники сообщило, что предложение г-на Ходорковского в настоящее время рассматривается.
В зале суда в Москве М. Ходорковский и П. Лебедев находятся в окружении полудюжины вооруженных офицеров министерства юстиции РФ. Судьи отклонили три прошения адвокатов защиты, связанных с состоянием здоровья П. Лебедева: одно из прошений касалось проведения независимого медицинского освидетельствования, второе было связано с освобождением подзащитного из-под стражи, и третье содержало просьбу к суду объявить перерыв в заседаниях на время, необходимое для постановки точного медицинского диагноза их подзащитному.
'Г-ну Лебедеву становится все хуже. Он с трудом держится на ногах', - заявил адвокат Роберт Амстердам, являющийся членом американской группы адвокатов защиты по объединенному делу двух российских бизнесменов.
М. Ходорковский критиковал решение суда, но при этом добавил загадочную фразу: 'Я понимаю, почему все это происходит', - явно намекая на политическую мотивацию со стороны Кремля.
До настоящего времени в деле 'Юкоса' Запад доверял В. Путину, принимая аргументы Кремля по поводу того, что процесс по уголовному делу М. Ходорковского о мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, который продолжился в этот понедельник, идет с соблюдением всех процессуальных норм.
Однако, во все возрастающей степени Россия сталкивается с проблемой имиджа страны, которая усугубляется растущим разрывом между экономическим процветанием и не до конца реформированными институтами, такими, например, как органы правосудия и глубоко укоренившаяся бюрократия в системе государственного правления.
Министр обороны РФ Сергей Иванов резко высказался по поводу раздающейся в адрес властей критики. На пресс-конференции в Лондоне министр заявил, что 'это дело не имеет ничего общего с вопросами, относящимися к демократии и правами человека'. 'Дело 'Юкоса' рассматривается в полном соответствии с российскими законами. И только суд Российской Федерации уполномочен принять решение по этому делу', - подчеркнул С. Иванов.
Однако, недостатки российской системы правосудия налицо в уголовном процессе по делу М. Ходорковского. Судья, председательствующая на процессе, Ирина Колесникова зачитала прошение, относящееся к процедуре переписывания и перевода документов судопроизводства. В России судебные журналисты переписывают документы, относящиеся к судопроизводству, от руки. На это судьи ответили отказом, ссылаясь на то, что включенные микрофоны и устный перевод заседаний будут отвлекать суд от работы. В конце концов, прошение было отклонено судом со ссылкой на финансовые соображения.
Суд не может себе позволить оплачивать подобную услугу, - заявила судья, - и в то же время не может принять предложение от российских и иностранных журналистов предоставить соответствующее оборудование, потому что суду не разрешено принимать никакую финансовую поддержку помимо средств, выделяемых из федерального бюджета.