Президент Владимир Путин попал в фантастическую полосу удачи. Экономика страны в последние 5 лет растет с ежегодным темпом 6,5%. Макроэкономические проблемы урегулированы путем решительных действий. Путин разгромил своих оппонентов как на недавних парламентских, так и на президентских выборах. Олигархи и региональные губернаторы запуганы и сделаны послушными, а средства массовой информации (СМИ) превращены в хор, воспевающий власть предержащих. Мало кто из политических лидеров может похвастать таким удачным первым президентским сроком.
Увы, второй срок Путина едва ли будет походить на его первый срок, поскольку он изменил природу российской политики. Его первый срок характеризовался наличием баланса власти между олигархами и силовиками, а также между федеральным правительством и региональными губернаторами. Все еще имелось достаточно много независимых голосов в СМИ, хотя они все больше подпадали под контроль.
Благодаря открытой конкуренции наилучшие идеи обыкновенно побеждали. Хотя правительство приняло ряд диких решений, существовала тенденция к тому, чтобы их ограничивать и отменять. Российское общество благодаря тонкой системе сдержек и противовесов, которые помогли сделать Путина исключительно популярным, стало стабильным и предсказуемым. Он имел возможность приписывать себе все достижения и валить на других все неудачи.
Ныне все изменилось. Путину удалось сосредоточить власть в своих руках. Глава его администрации и премьер-министр не осмеливаются ничего делать без его прямого указания. Обе палаты парламента утратили свою независимость, а потому и они тоже нуждаются в указаниях. Даже региональные губернаторы приведены к повиновению. Большинство сдержек и противовесов растеряно по дороге. С безжалостной логикой начинают быстро проявляться проблемы чрезмерной централизации власти, о которых нас предупреждали политологи.
Фундаментальная проблема заключается в том, что нашему президенту приходится самостоятельно принимать все важные решения. Он дал понять, что хочет, чтобы это было именно так, однако один человек не в состоянии принимать решения по всем вопросам, и следствием этого явилось правительство, которое поставлено в безвыходное положение.
Как результат, затормозились не только давно ожидавшиеся административные реформы, но также и все структурные реформы. Нынешний банковский кризис показывает, как маленькая проблема становится большой головной болью, когда власти своевременно на нее не реагируют. Сегодня люди с ностальгией вспоминают о решительности бывшего главы президентской администрации Александра Волошина и бывшего премьер-министра Михаила Касьянова.
Региональные губернаторы тоже лишились власти. При Борисе Ельцине они обладали неограниченными властными полномочиями, даже организовывали забастовки, чтобы шантажировать федеральное правительство. При первом президентском сроке Путина еще имелся благотворный баланс власти, однако его существование было поставлено под угрозу. Губернаторы, кроме того, начали делегировать свои полномочия президенту. В России недавно случилась парочка незначительных забастовок, но лишенные властных полномочий губернаторы неохотно принимали меры к их прекращению, вынуждая заниматься ими федеральные власти.
После того как большинство сдержек и противовесов перестанет существовать, ничто не сможет заставить победоносные государственные ведомства, в первую очередь службы безопасности, устоять перед искушением коррупцией. Вымогательство со стороны правоохранительных органов и центральных государственных структур, по общему мнению, достигло беспрецедентных уровней.
Поскольку все важные решения зависят от прихоти Путина, Россия утратила свою сравнительную прозрачность и предсказуемость. Превратности этого положения хорошо иллюстрирует рынок ценных бумаг и, в частности, цена акций компании "ЮКОС".
В свой первый президентский срок Путин показал себя превосходным политиком, заботливо взращивая свою загадочность, стремясь обаять почти всех и каждого и сталкивая лбами интересы многочисленных групп. Сегодня представляется, что он разлюбил политику. Его идея консолидации власти являет собой идею бюрократа, стремящегося к абсолютному контролю. "Единая Россия" - партия бюрократов, а не политиков. Путин даже не использует пресс-секретаря, принуждая себя делать все заявления и лишая себя возможности делать в дальнейшем правдоподобные отрицания. Его ка-гэ-бэшные корни стали слишком очевидными: наученный не доверять никому, он доверяет только себе.
Результат всего этого неблагоприятен для Путина. Его загадочность испарилась, ибо он чрезмерно выставлял себя напоказ. И никого, кроме него самого, нельзя в этом винить, поскольку его власть очевидна и чрезмерна. В силу своей былой независимости российские СМИ пользуются большим доверием в обществе, однако с увеличением контроля государство это доверие вскоре будет утрачено. Будет возрастать давление общества на Путина с целью принуждения к выполнению данных им обещаний, поскольку ему в свое оправдание предстоит показать экономические или национальные достижения в то самое время, когда его способности сделать это уменьшаются.
Проблемы, с которыми сейчас сталкивается Путин, порождены преимущественно им самим. Самым ярким примером этого является дело "ЮКОС", которое грозит стать клеймом его второго президентского срока. Очевидно, его мотивом является смесь политики и личной мстительности, тогда как другие хотят захватить в свои руки активы компании. Этот скандал сделал из путинской реформы правовой системы такой анекдот, что он мудро решил избежать упоминания о нем в своем ежегодном обращении к нации. Путин, кажется, не знает, как ему выбраться из этой путаницы, и потому ему не остается почти никакого другого выхода, кроме как обанкротить одну из крупнейших и лучших российских компаний. Пытаясь избежать того, чтобы выглядеть как разбойник, он даже может быть вынужден ее национализировать, тем самым поставив под угрозу успешное восстановление нефтяной индустрии России, которая в своем развитии опирается на конкурирующие между собой частные нефтяные компании.
Новое российское недомогание, естественно, отражается в сообщениях иностранных СМИ, что наносит ущерб международной репутации России, для укрепления которой Путин так много сделал в свой первый президентский срок.
Такова ситуация перед наступлением августа, месяца, который часто приносит России несчастья, потому что в августе большинство высших руководителей уходят в отпуска. Либо этим пользуются мошенники, либо просто не находится на месте никого, чтобы справиться с внезапно навалившимся кризисом. При таком дисфункциональном правительстве Россия, как представляется, едва ли способна справляться с серьезными кризисами, однако трудно предсказать, по поводу какого рода кризиса следует волноваться народу, поскольку самый неожиданный кризис обыкновенно оказывается и самым серьезным.
Путинская команда на удивление хорошо выучила основы западной экономики. И теперь ей нужно пойти на краткосрочные интенсивные курсы политических наук.
Андерс Аслунд является руководителем программы для России и Евразии в Фонде Карнеги за международный мир