Россия является для международных торговых концернов главной целью для инвестиций. Согласно исследованию, проведенному консалтинговой компанией A.T. Kearney, страна во второй раз оставляет позади себя таких конкурентов, как Индия или Китай. Эксперты по торговле оценивали такие факторы, как риски, связанные с конкретной страной, привлекательность страны как места для приложения капитала, насыщенность рынка и временной фактор, в общей сложности в 30 странах, находящихся на переходном этапе.
Опережают всех в конкуренции за лучшие объекты для своих инвестиций в стране, насчитывающей 143 миллиона жителей, прежде всего, немецкие предприятия. Крупнейший торговый концерн Германии Metro, открывший в 2001 году свой первый магазин розничной торговли, собирается в 2004 году удвоить до 14-ти число своих центров мелкооптовой торговли. 'Россия наряду с Украиной является главной целью нашей экспансии', - говорит глава Metro Ганс-Йоахим Кербер (Hans-Joachim Koerber). 'Ни в одной другой европейской стране у рынка розничной торговли нет такого потенциала для развития', - говорит глава концерна Rewe Дитер Бернингхауз (Dieter Berninghaus). Представители Кельна сообщили о планах строительства там совместно с российским партнером супермаркетов.
Представлены в Москве также гигант строительного рынка - сеть гипермаркетов Obi, - принадлежащая немецкой торговой группе Tengelmann, на рынке парфюмерии - филиал компании Douglas, а также концерн SB-Warenhaus. Изучают возможности выхода на российский рынок даже торговые дома, возглавляемые самими владельцами, такие, как сеть обувных магазинов Deichmann. Мебельный дом Ikea организует экспансию в России через свою немецкую дочернюю компанию. В течение ближайших 15 лет должны появиться 22 мебельных центра - Россия после Германии могла бы стать для шведов вторым рынком по объемам продаж.
Впрочем, пока еще высокими остаются политические риски. Россия в этом плане набирает в исследовании из возможных 100 только 56 пунктов и далеко отстает от других привлекательных в инвестиционном отношении регионов мира. И все же неуверенность несколько уменьшилась, говорится в исследовании A.T. Kearney. Страна стремится к большей экономической и политической стабильности.
Особо привлекательной для концернов является слабая насыщенность рынка в России. Из стран Восточной Европы менее насыщенным является только рынок Украины. То, что там в то же время слабая покупательная способность, торговые концерны вряд ли пугает. В частности, россияне в последнее время расходовали на частное потребление 233 млрд. евро, в Германии же этот показатель равнялся 1180 млрд. евро, но оборот розничной торговли увеличился за период с 1999 года по 2003 год на 30 процентов. 'Российские потребители находят удовольствие в потреблении и при этом мало обращают внимание на цены', - говорит аналитик банка Commerzbank Юрген Эльферс (Juergen Elfers). Соответственно высокая прибыль.
То, что у потребителей в России большая склонность к потреблению, имеет несколько причин. Во-первых, как считают эксперты, к официальной заработной плате добавляются еще 60 процентов денег, зарабатываемых 'на сером рабочем рынке'. Во-вторых, большинство россиян стало благодаря приватизации собственниками своего жилья. 'Всего пять процентов дохода уходит в среднем на оплату аренды', - говорит Эльферс. 80 процентов своего годового дохода россияне оставляют в розничной торговле, в Германии - 30 процентов.
Однако время заставляет иностранные концерны спешить, поскольку начинают проявлять активность и внутренние конкуренты. 'Пятерочка', крупнейшая розничная торговая сеть страны, открыла в прошлом году 118 новых магазинов, 155 должны появиться в 2004 году. Лидер рынка выходит на показатели оборота на уровне 775 млн. евро. Конкурент - сеть магазинов 'Перекресток' - собирается удвоить сеть своих филиалов, которых сегодня 67. Сеть продуктовых магазинов 'Копейка' расширяется, прежде всего, за счет приобретений. И все они, в отличие от большинства своих зарубежных конкурентов, не ограничиваются присутствием в Москве и в Санкт-Петербурге. В одиннадцати других городах, насчитывающих по миллиону жителей, они конкуренции в целом не испытывают.