Москва, 13 июля 2004 года. Многие десятилетия Алексей Комеч считал гостиницу "Москва", построенную в сталинские времена буквально в нескольких шагах от стен Кремля, бельмом на глазу, которому совершенно не место на исторической Площади Революции. Однако теперь каждодневный стук отбойных молотков, с помощью которых рабочие лихорадочно сносят это здание, не приносит г-ну Комечу счастья. Внезапно директор Московского института искусствоведения оказался в числе защитников здания, которое он прежде ненавидел, поскольку пришел к выводу, что оно является памятником длинного и беспокойного прошлого этого города.
Построенная 65 лет назад гостиница "Москва" пользовалась дурной известностью из-за своей бессистемной архитектуры, настолько нескладной, что фасад этого здания прославлял каждую бутылку водки "Столичная". Одна сторона этой сурово выглядевшей серой башни имела круглые окна, тогда как другая - квадратные.
Рассказывают, что архитектор приготовил для показа Иосифу Сталину два проекта здания, но диктатор не понял, на что он смотрит, и подписал сразу оба варианта. Опасаясь сказать человеку, который убивал по прихоти, что тот совершил глупую ошибку, архитектор решил построить здание, в котором сочетаются оба стиля.
"Это был монумент сталинской эпохе, которую никто не хотел вспоминать, но когда закончилась коммунистическая эра, оставшиеся с тех времен вещи начали приобретать историческую важность. Здание стало символом того времени", - сказал г-н Комеч.
Продолжающееся разрушение гостиницы "Москва" является всего лишь одним примером того, что он и другие специалисты в области архитектуры называют атакой на историческое сердце Москвы.
В истекшем десятилетии были снесены примерно 400 построек, которые историки считают ценными примерами советской или царской архитектуры, а еще нескольким угрожает снос, поскольку мэр Москвы Юрий Лужков вознамерился "модернизировать" облик российской столицы.
И пока отбойные молотки обрушивают такие здания, как гостиница "Москва" и "Военторг" (последний считается классическим примером архитектурной линии "арт-модерн") - в быстрорастущем городе возникают мириады новых казино, универмагов, пятизвездочных отелей и многоэтажных жилых кондоминиумов.
Пешеходная улица Арбат - еще один исторический район, который подвергается атаке. Несколько обветшавших домов на улице Арбат, воспетой в стихотворениях как сердце Москвы, в настоящее время сносятся, чтобы на их месте возвести "реплики" - постройки, которые имитируют стиль оригиналов, но нередко вдвое больше по размерам и загромождены неоновой рекламой, что лишает городской квартал атмосферы маленького города.
"Похоже на то, что внутри Москвы строится второй город, который вскоре станет больше, чем старая Москва, - сказал г-н Комеч. - Старая Москва однажды просто прекратит существовать".
Многие жители также считают, что строительство зашло слишком далеко. Недавно сотни людей простояли ночь со свечами в руках на стройплощадке, где когда-то высился "Военторг" - это была акция "флэш-моб", которую организовал веб-сайт с названием "Москва, которой больше нет".
"Облик города трагически изменился за те 8 лет, что я здесь живу, - сказал Кевин О'Флинн (Kevin O'Flynn), один из группы проживающих в Москве экспатриантов, которые основали Общество сохранения московской архитектуры. - Мало что осталось нетронутым в Москве, и кажется, что строительство ведется вообще без всякого плана. Никого не интересует, что зданию 100 или даже 200 лет".
Быстрая перестройка столицы в большой мере подстегивается желанием получить прибыль. Москва переживает бум недвижимости, в ходе которого цены на недвижимость в центре подскочили настолько, что арендная плата за нее достигла высочайших мировых уровней. В некоторых из более престижных районов столицы цены на недвижимость только за последние 5 лет взлетели с 2000 до 10000 долл. США за квадратный метр.
Ходят слухи, что городская мэрия входит в число тех, кто наживается на расцвете строительной индустрии. Решения пустить под бульдозер исторические здания, даже если некоторые из них защищены законом, принимаются городской мэрией, нередко лично аппаратом г-на Лужкова. Многие из фирм, которым достаются контракты на строительство на расчищенных площадках, имеют тесные связи с городской мэрией, в их числе громадная фирма "Итека", которую контролирует жена г-на Лужкова, Елена Батурина.
Городские власти редко комментируют свой процесс выдачи тендеров, но г-н Лужков в прошлом году сказал, что понимает необходимость сохранения облика исторического центра. "Москве не нужны громадные уродливые сооружения. Я не позволю, чтобы они уродовали панораму города", - заявил он на веб-сайте "vesti.ru".
Однако группа известных московских архитекторов обвиняет городскую мэрию и недавно направила письмо президенту Владимиру Путину, умоляя его вмешаться, чтобы помешать бесплановой застройке города. "Строительная политика в Москве преступна, антисоциальна, антикультурна и антигосударственна, она лишает будущие поколения российских граждан исторических памятников", сказано в этом письме.
Подозрения укрепились в этом году, когда одной холодной мартовской ночью внезапно загорелся Манеж, стоящий в непосредственной близости от Кремля. Это здание 19-го века в стиле неоклассицизма было в перечне построек, которые находятся под охраной государства, но кое-кто в городской мэрии публично размышлял о том, чтобы превратить его в подземную парковку для автомобилей.
Председатель Комиссии Союза российских художников по сохранению исторического и культурного наследия Алексей Клименко заявил, что не сомневается в том, что пожар был вызван поджогом, и что он лично видел канистры с бензином, которые были использованы для поджога здания.
Г-н Клименко сказал, что, хотя от Манежа осталось достаточно, чтобы его восстановить, он ожидает, что городская мэрия будет настаивать на строительстве на его месте парковки для автомобилей.