Капитализм, или по крайней мере корпоративные деятели и структуры, с которыми мы его в основном ассоциируем, могут стать угрозой для самих себя. Крах предприятий в США и Европе, вызванный мошенничеством, подорвал доверие к финансовой системе. Те, кто обычно не обращают особого внимания на международные потоки капитала, теперь могут решить, что их личные сбережения и пенсии внезапно оказались под угрозой.
Для того, чтобы финансовые службы могли выжить в нынешней форме, мы должны восстановить общественное доверие к ним. Необходимо не только очистить зараженные места, но и предотвратить повторное вторжение регулирующих органов. Решение должно прийти из самих корпораций. Для сохранения общественной выгоды от капитализма частная реформа - может оказаться весьма полезной. Возвращение этики в список главных приоритетов руководителей финансовых служб все еще может помочь спасти отрасль от самой себя.
Несмотря на подпорченный в последнее время имидж, у капитализма почти наверняка есть общественные задачи. Финансы создают государства, строят железные дороги, мосты, шоссе и гавани, оплачивают социальные услуги, образование и оборону. Когда финансовые службы плохо работают из-за преступной деятельности или излишнего регулирования, это часто приводит к социальным потрясениям.
В нескольких недавних случаях злоупотреблений на рынке имело место снятие небольших сумм с многих счетов. Общая сумма в результате достигала нескольких миллионов, но тем не менее мошенничество было крошечным, по сравнению с размерами целого рынка, а потому легко было заявить, что от него никто не пострадал. Без помощи национального правительства неожиданное крушение подобных ведущих местных предприятий могло привести к краху всей региональной экономики.
Еще более серьезная, возникшая изнутри угроза сейчас нависла над Берлином. К концу 2003 года задолженность города составляла 50 млрд. евро, и ожидалось, что к 2007 году она увеличится до 67 млрд. Подобное бремя может оказаться неуправляемым без государственных вливаний. Это может сказаться на будущем не только города, но и всей экономики Германии. Вспомните, сколько времени понадобилось Нью-Йорку, чтобы восстановить стабильность после кризиса задолженности в 1970х годах.
Местное население страдает не только от потери работы, но и от краха жилищного рынка, кризиса в сфере услуг и новых требований в системе здравоохранения. Из-за распространяющейся боли многие из нас могут этого не замечать, но в некоторых случаях раны настолько глубоки, что становится невозможным отрицать серьезность их влияния на всю экономику.
Регулирование может предоставить определенную защиту против злоупотреблений, но будет иметь успех только, если будет выполнять исключительно надзорные функции, не вмешиваясь в управление. Чтобы быть эффективными, юридические нормы должны быть краткими. Юристы и общественные регулирующие органы не обладают навыками управления финансовыми службами. Мир финансовых услуг очень переменчив. Интернет начал широко использоваться всего десять лет назад. До этого мы наблюдали появление кредитных карт, рыночных пенсионных фондов, разнообразных форм ипотеки и прибыльной политики. И это только в том, что касается потребителя.
Правительства научились использовать множество экзотических механизмов для помощи проектам финансовой инфраструктуры, коммунальному хозяйству и пенсионным фондам.
Учитывая все правонарушения на финансовых рынках за последний год или два, стоит задуматься, чем является этот период временного кризиса - новой ступенью в эволюции рынков или концом капитализма. Даже в тех регионах планеты, где капитализм подвергается наиболее суровой критике, он показал себя живучим и эффективным способом ведения рыночных операций. Если это всего лишь кризис, рынки стабилизируются, и начнется новый период целостности и конструктивного роста. С другой стороны, если в процессе эволюции появился новый вид, мы можем столкнуться с новыми формами злоупотреблений, когда недобросовестные игроки научатся манипулировать системой.
Новые нарушения могут вызвать серьезные сбои в системах. Это приведет к еще большему сотрудничеству между финансовыми институтами и национальными правительствами. Но это не конец капитализма. Одним из препятствий на пути злоупотреблений является культура семейного бизнеса. На семейные компании в ЕС приходится около ста миллионов рабочих мест. Многие существуют уже несколько поколений, и предприятия, привлекающие профессионалов со стороны, но сохраняющие контроль над бизнесом, показали себя очень успешными.
Еще никогда необходимость сбалансировать регулирование, надзор и сотрудничество не ощущалась так остро. Для достижения этого баланса потребуется обратить особое внимание на этику и не меньшее - на краткосрочную прибыль. Правительство, деловое сообщество и аналитики должны бороться за более высокие стандарты этического поведения, хотя для ликвидации нанесенного ущерба и предотвращения повышенного регулирования рынка может потребоваться немало времени. Но без этого восстановление доверия и возобновление роста может оказаться невозможным.
Сэр Эвелин де Ротшильд - бывший председатель торгового банка NM Rothschild Ltd. В статье представлены его личные взгляды.