Вашингтон. - Оказывается, ислам вовсе не самое главное препятствие на пути мусульманских стран к демократии. Об этом говорится в докладе Исламской программы Центра стратегических и международных исследований.
Истинными проблемами, как показало исследование, являются не религия или культура, а господство военных, нищета и слабость частного сектора.
Ислам 'ни помогает, ни препятствует' становлению демократии, говорит автор доклада и директор Исламской программы Шайрин Т. Хантер (Shireen T. Hunter).
Доклад озаглавлен 'Модернизация и демократизация мусульманского мира: препятствия и способы их преодоления' и основан на исследовании, проведенном тремя группами ученых. Каждая группа изучала одну из категорий вероятных причин отсутствия демократии в мусульманских странах - культурные, внутренние и внешние факторы.
Многие идеи ислама скорее поддерживают демократию, чем препятствуют ей, указывает Хантер. В качестве примера она называет понятие 'байа' (присяги), которое 'означает поддержку лидеру и полное согласие с ним. Но также и отмену клятвы, если лидер не действует на благо общества'.
Доклад призывает 'возродить дух прежних демократов и реформаторов в мусульманском мире' и поддержать рационалистские и прогрессивные традиции ислама в целях становления демократии.
'Чтобы перемены были мирными, они должны идти через культурные традиции общества', - считает Хантер.
В соответствии с этим тезисом, Центр исследований полагает, что проблема неравенства полов в мусульманских странах должна решаться через 'прогрессивное прочтение исламских источников'.
Однако Дэниэл Брумберг (Daniel Brumberg), старший научный сотрудник проекта 'Демократия и правовое государство' Фонда Карнеги за международный мир, считает, что подобной либерализации недостаточно для становления демократии.
'Мне кажется, что продвижение более либерального ислама - не проблема', - говорит он. Планы постепенной политической и социальной либерализации, рекомендуемые в докладе, 'вряд ли поддержат демократию' сами по себе, указывает ученый. Некоторые мусульманские государства, например, Египет, уже несколько десятилетий живут в условиях 'либеральной автократии', что подразумевает проведение некоторых реформ при сохранении авторитарного государства.
В докладе говорится, что во многом развитие демократии в мусульманском мире сдерживается огромной властью военных. Документ призывает 'сократить политическую и экономическую роль военных', уменьшив расходы на оборону и проведя другие реформы.
'Предлагаемый рецепт подразумевает ряд политических реформ, - указывает Брумберг. - Напрашивается вопрос, почему этого не происходит'.
Как показано в докладе, огромное влияние военных во многом объясняется историей региона. В 19-м и начале 20-го века колониальные державы произвольно устанавливали границы стран, не принимая во внимание деление на религиозные или этнические группы, тем самым обеспечив возросшую значимость и численность армий в условиях пограничных конфликтов.
Во время Холодной войны западные правительства поощряли восстания исламских боевиков, используя ислам как объединяющий лозунг против атеистического коммунизма, тем самым помогая создать еще один источник конфликта, указывается в исследовании. Поддержка Запада и СССР авторитарным правительствам, поддерживающим ту или иную сторону, также 'привела к усилению государства за счет общества', - полагает Хантер.
Сегодня богатые ресурсы мусульманских стран, прежде всего, нефть, 'еще больше повышают ценность стабильности' по сравнению с демократическими реформами, которые могут оказаться провальными, говорится в докладе. Страх, что демократические выборы могут привести к власти исламистские правительства, - одна из причин, по которой западные страны поддерживают статус-кво. Исследование показало, что хотя отсутствие демократических реформ 'потенциально таит более серьезную угрозу этим интересам', во многих случаях Запад продолжает поддерживать авторитарные правительства.
Правительства многих мусульманских стран остаются в стороне от общества, которым они управляют через прибыль от нефти. Они исповедуют принцип 'никакой представительской власти без налогов' и, поскольку налоги население платит небольшие, 'не чувствуют себя обязанными идти на какие-либо политические уступки', указывает Хантер.
Но господство военных наряду с другими факторами сдерживает и экономическое развитие мусульманского мира. Согласно ООН, семнадцать мусульманских стран считаются 'наименее развитыми государствами'. 'Широкое распространение нищеты, безграмотность, плохое здоровье и огромная разница в доходах' мешают демократизации и модернизации большинству этих стран, указывает доклад Исламской программы.
Хотя в развивающихся странах правительства 'должны сделать первый шаг для создания частной инфраструктуры', в мусульманских странах они не прекратили вмешательство в экономику и не позволили развиваться частному сектору.
'К сожалению, большинство мусульманских стран раньше или позже начали проводить статичную экономическую политику и не пытались усилить средний класс или провести приватизацию', как это в конце концов сделали государства Восточной Азии, подчеркивает Хантер.
Уменьшение роли государства в экономике напрямую поможет попыткам демократизации. 'Когда экономическая зависимость от государства сокращается, общество становится сильнее, - добавляет она. - Развитие частного сектора и политических партий поможет усилить гражданское общество'.