Грузия. Пытаясь вернуть под свой контроль сепаратистскую Южную Осетию, кавказская республика рискует вступить в конфликт с Россией
И вновь обостряются отношения между необъятной Россией и бедной Грузией. Воинственные декларации, грохот сапог, взаимные обвинения: сценарий, который развертывается на кавказских рубежах, напоминает дежа-вю. Но, в отличие от аджарской страницы этого дневника, перевернутой под барабанный бой два месяца назад, осетинский вопрос таит серьезную угрозу. Ситуация может выйти из-под контроля: Москва и Тбилиси постоянно говорят на повышенных тонах на фоне стычек между грузинскими силами, осетинскими формированиями и российскими миротворцами в регионе.
В сердце разрастающегося конфликта - вопрос о статусе Южной Осетии. Регион, прежде входивший в состав Грузии, откололся от Тбилиси в результате военной конфронтации в начале 90-х годов. Благодаря своей близости к российским границам, благодаря присутствию в регионе большого количества русских и поддержке Москвы, Осетия де-факто независима с 1992 года, именно в этот период сюда были введены российские миротворческие силы. Осетинские власти, незримо подталкиваемые Москвой, многократно выражали желание войти в состав Российской Федерации. Москва, не колеблясь, распространила большое количество российских паспортов среди 100 000 жителей региона.
Но приход к власти Михаила Саакашвили опрокинул весь устоявшийся расклад. Избранный в январе молодой глава государства одним из своих приоритетов сделал восстановление целостности страны. При поддержке американцев и европейцев, которые в демократизации Кавказа делают ставку на Грузию и пытаются улучшить трафик нефти из Центральной Азии, Саакашвили, прежде всего, добился мирного присоединения Аджарии, до того находившейся под властью сатрапа, близкого к Москве. Изоляция Аджарии, достаточно удаленной от границ России, облегчила ему задачу.
Воодушевленный первым успехом, Михаил Саакашвили тут же проинформировал о своих намерениях: 'Мы подошли к проблеме Южной Осетии и Абхазии. . . Мы должны действовать мирными средствами, но настойчиво'. Чуть позже первые грузинские подразделения появились на осетинской границе, что незамедлительно привело к резкому усилению напряженности. На деле никакой осязаемой границы не существует, и различные местные группировки очень скоро начали применять тактику взаимных провокаций.
После многочисленных мелких столкновений, дело кончилось тем, что грузинские части конфисковали российский военный груз, предназначенный для миротворческих сил, расположенных в Южной Осетии. Осетинские ополченцы ответили захватом и разоружением нескольких десятков грузинских солдат, что мгновенно вызвало резкую реакцию Тбилиси. Речь зашла о возможной мобилизации страны в целях ответа на 'беспрецедентную провокацию', по словам грузинского премьер-министра. Осетинская сторона не осталась в долгу: 'Мы стоим на грани крупномасштабного военного конфликта', - заявил 'президент' Осетии, тогда как Москва предупредила, 'что не будет сидеть сложа руки, когда речь идет о судьбе российских граждан, которые составляют подавляющее большинство населения Южной Осетии'.
Грузинские власти далеки от того, чтобы понизить тон в ответ на угрозы российской стороны. Они решили еще больше накалить ситуацию. Выступая в Военной академии в Тбилиси в эти выходные, грузинский президент заявил, что, по его мнению, существует 'реальная опасность начала крупномасштабной агрессии со стороны иностранного государства'. Чтобы прояснить, что он имел в виду, Саакашвили продолжил: 'Я рассчитываю на здравый смысл президента Путина, военной и политической элиты России. Но если империалистические инстинкты возьмут верх, то им будет противостоять единый народ'. И в доказательство своей решительности, он призвал к мобилизации: 'В ближайшие месяцы, каждая свободная копейка в бюджете пойдет на оборону и вооружение. Каждая семья должна стать генеральным штабом, каждый грузин должен внести свою лепту в усиление армии'.
Вчера, в то время как Михаил Саакашвили обсуждал этот вопрос в Лондоне, на территории Осетии была замечена перегруппировка сил. По словам представителя осетинских властей, более 2000 добровольцев прибыло из России. Грузия тоже поспешно усиливает свой контингент.