Грузинского президента можно обвинить в склонности к империализму: весной Михаил Саакашвили сверг главу Аджарии Аслана Абашидзе, теперь же он намерен поставить под контроль и Южную Осетию. Однако цель динамичного президента Грузии состоит совсем в другом: он хочет восстановить единство Грузии, доставшейся ему обедневшей и расколотой после его предшественника Эдуарда Шеварднадзе полгода назад. В Аджарии Абашидзе вел себя, как провинциальный князь-самодержец, игнорировавший Тбилиси. В то же время Южная Осетия и Абхазия откололись от Грузии. Саакашвили хочет вернуть все на свои места, не боясь даже конфликта со своим большим соседом Россией.
Тяготеющая к России Южная Осетия открыто стремится к воссоединению с Северной Осетией, принадлежащей России с тех пор, как Сталин произвольно начертил границы. Поэтому Грузия обвиняет в напряженной ситуации последних дней, в первую очередь, Россию. Целый ряд столкновений с применением силы так накалил обстановку, что Саакашвили предупредил о возможности даже вооруженного конфликта. В четверг на прошлой неделе 40 грузинских солдат были взяты в Южной Осетии в заложники, в конце недели была обстреляна гранатами деревня, в которой проживают грузины. В свою очередь, по приказу Тбилиси были остановлены два российских грузовика, провозившие, якобы, ракеты. И хотя российские солдаты наряду с грузинскими и южноосетинскими состоят в миротворческом контингенте войск, который обеспечивает с момента окончания войны в 1992 г. перемирие, тем не менее Грузия обвиняет Русских в поддержке южноосетинских сепаратистов. Большинство южных осетин тяготеют, скорее, к России, чем к Грузии. Примерно 80% из 70 тысяч жителей этой республики имеют российский паспорт.
При этом отношения между Тбилиси и Москвой, когда должность президента занял прозападно настроенный Михаил Саакашвили, развивались лучше, чем ожидалось. Однако Саакашвили считается горячей головой. Он спешит осуществить свой план восстановления государственного единства. В мае, невзирая на гнев России, он увеличил численность военного контингента на границе с Южной Осетией, чтобы прекратить контрабанду. Как считает эксперт по Кавказу в Берлинском фонде науки и политики Уве Хальбах (Uwe Halbach), это было ошибкой. 'Саакашвили может решить проблему Южной Осетии, только если проявит терпение и будет сотрудничать с Москвой', - считает он. Россия все еще имеет военные базы в Грузии, а потому и большой силовой потенциал. Было бы более разумно сначала устранить коррупцию и бедность в стране, 'тогда Грузия станет привлекательной и для Южной Осетии'.