FOCUS: Российские органы юстиции используют в деле ЮКОСа средства правового государства?
Отто Граф Ламбсдорф (Otto Graf Lambsdorff): Речь идет об избирательных действиях против конкретного олигарха, который стал проявлять политическую активность. Аналогичные обвинения можно было бы предъявить многим другим руководителям компаний. Однако они воздерживаются от критики, и вместо того, чтобы сидеть, как глава ЮКОСа, в тюрьме, их принимают в Кремле. В деле Ходорковского нарушены, как международное законодательство, так и национальные правовые нормы.
FOCUS: Но канцлер Германии Шредер (Schroeder) заявил перед своим визитом в Россию, что он не нашел признаков нарушения принципов правового государства.
Ламбсдорф: Это заявление удивляет меня. Оно неприемлемо. В октябре 2003 года я указывал ведомству федерального канцлера на массовые нарушения законодательства в деле против Ходорковского. 12 ноября 2003 года был небольшой запрос в бундестаге. А в декабре 2003 года я помимо этого направил в адрес внешнеполитического ведомства меморандум одной адвокатской конторы США. Канцлер Германии должен был бы поднять этот вопрос, так как правовая безопасность имеет для немецких инвесторов очень большое значение.
FOCUS: Канцлер якобы сделал это, но только за закрытыми дверями. . .
Ламбсдорф: Сказанное за закрытыми дверями, чего никто не слышит, в условиях управляемой демократии, которую мы наблюдаем в России, ничего не даст. В этом случае в одно ухо входит, а из другого выходит. О таких вещах надо говорить открыто.
FOCUS: Представители немецкой экономики высказываются с таким же оптимизмом, что и Шредер.
Ламбсдорф: Представители немецкой экономики проблему понимают. Даже если они громко об этом не говорят, за кулисами царит обеспокоенность. Ответственные лица хорошо понимают, как трудно инвестировать в стране, в которой отсутствует правовая безопасность.
FOCUS: Они считают, что ее нет?
Ламбсдорф: Нет. О правовой безопасности в сегодняшней России можно только мечтать. Правительство банкротит самое прибыльное предприятие страны.
FOCUS: Что должен предпринять Запад?
Ламбсдорф: Подать знак. Помочь может только давление международного сообщества! Ситуация становится все серьезнее, прежде всего, для средних предприятий, которые в спорных случаях не смогут рассчитывать на помощь сверху. Британское правительство нашло ведь ясные слова - в Лондоне проявили большее мужество, чем в Берлине.