В прошедшую пятницу в Москве наемным убийцей был застрелен американский журналист русского происхождения Пол Хлебников. 41-летний Хлебников являлся редактором российского издания журнала 'Forbes', опубликовавшего список ста самых богатых людей России, многие из которых столкнулись бы с серьезными затруднениями, пытаясь объяснить, где и как смогли скопить подобные состояния.
Смерть журналистов в постсоветской России - явление настолько же частое, насколько и таинственное. За последние десять лет были убиты двадцать журналистов, и ни милиция, ни органы правосудия не смогли назвать ни одного виновного.
Надежды на превращение России в нормальную, демократическую и процветающую страну кажутся все несбыточнее на открывающемся горизонте преступных разборок и сведения счетов между внезапно появившимися власть предержащими. Россия живет в наихудшем из всех возможных миров. Государство здесь слабо, а макиавеллевские инстинкты многих из его подданных слишком сильны. На руинах Советского Союза не образовалось ни одной крепкой государственной структуры. Нет ни лидеров, ни настоящих партий, ни нового общества, ни новой экономики.
Чеченский конфликт, скандал вокруг нефтяной компании 'ЮКОС', уязвимость средств массовой информации и установленный над ними контроль, а, кроме того, и вездесущая власть Кремля вызывают чувство смятения в обществе, сменившем режим правления, но по-прежнему сохраняющем многие пороки предшествовавшего.
Убийство журналистов - отнюдь не основная тема нынешнего кризиса. Здесь мы сталкиваемся с незыблемым доказательством того, что в этой стране закон не властвует, а свобода так и не смогла прижиться в обществе, практически никогда не знавшем ее. Заказное убийство - обычный способ решить разногласия и оправдать накопление огромных состояний.
Президент Путин был избран подавляющим числом голосов. Сидя в Кремле, он железной рукой управляет страной, уклоняясь при этом от решения проблемы преобразования государственных структур, присутствующей в стране с момента установления демократии, которая ощущается лишь в возможности проведения выборов.
Для россиян крайне важна консолидация режима свобод. Но эта важная задача стоит и перед европейцами, и перед всем остальным миром. Не стоит забывать, что Россия являлась главным действующим лицом всех конфликтов, пережитых Европой за последние двести лет. Победа над Наполеоном изменила ход европейской политики. На состоявшемся в Вене конгрессе именно Россия выступила инициатором создания Священного Союза, целью которого было спасение ослабленных европейских монархий. Революция 1917 году обусловила ход всей истории ХХ-го столетия: оккупация нескольких государств Центральной Европы и холодная война стали основными факторами, влиявшими на международную политику вплоть до падения в 1989 году Берлинской стены.
Европейский Союз не может жить, отвернувшись от России. После включения в состав ЕС государств, которые на протяжении более полувека контролировались Москвой, действительно исчезла угроза новой российской экспансии в Центральной Европе. Но европейцев куда больше должны беспокоить события, происходящие в России, чем нестабильная ситуация на Ближнем Востоке.
В сегодняшней России можно проследить много параллелей с Веймарской республикой, на смену которой пришел Третий Рейх. Страна с большим трудом переживает свое национальное унижение, вызванное распадом Советского Союза и потерей многих территорий, принадлежавших ей, начиная с XVI-го столетия. В России существует высокий уровень безработицы, а уровень жизни широких слоев общества значительно снизился. Здесь не существует как в поверженной в Великой Войне Германии чувства несправедливости великих держав по отношению к себе. Скорее, наоборот.
Мир и стабильность России крайне важны для Европы. Проблема заключается в том, что, по-видимому, Владимир Путин не готов понять, что сохранить демократию можно лишь при условии независимости государственных структур от исполнительной власти. Это не тот случай.