Первый раз Леонид Щербаков был ранен шестьдесят лет назад в бою с фашистами. Вторую рану ему наносит российское правительство, обсуждающее сейчас новую социальную реформу.
Как и миллионы россиян, он получает некоторые льготы, включая бесплатный проезд на транспорте и скидку по оплате телефона и медицинского обслуживания. По его мнению, если через месяц парламент пропустит предлагаемые Кремлем реформы по замене натуральных льгот деньгами, жизнь станет намного труднее.
По его словам, "изменить наши привилегии - значит отказать в уважении тем, кто погиб или был ранен в боях за Родину. Для нас самое главное - уважение".
Однако кое-кто из тех, кто также протестует против изменений, боятся потерять нечто гораздо более материальное, чем просто уважение. Многие опасаются, что правительство таким образом хочет просто сэкономить деньги, предлагая компенсации, не сравнимые по стоимости со льготами, которые они призваны замещать.
Хотя президент Владимир Путин начал свой второй срок в президентском кресле с обязательства проводить социально-ориентированную политику и бороться с бедностью, сейчас ему предстоит решить проблему, в которой, по мнению многих экономистов, кроется ключ ко всему процессу модернизации в России. Система льгот была выстроена еще в Советском Союзе для вознаграждения и компенсации инвалидам, ветеранам войны, жителям блокадного Ленинграда, людям, пострадавшим при ликвидации последствий Чернобыльского ядерного взрыва в 1987 году, и другим. При президенте Борисе Ельцине льготы получили еще более широкое распространение.
Эта система оказалась неповоротливой и трудноконтролируемой, так как, во-первых, льготы предоставлялись без учета уровня доходов, а, во-вторых, их стоимость и сейчас невозможно полностью подсчитать. Сегодня каждая вторая российская семья получает какие-либо льготы, так что работа этой системы затрагивает около 70 миллионов человек.
По словам Лилии Овчаровой, специалиста Независимого института социальной политики, "Систему нужно реформировать, и чем быстрее, тем лучше. Российская система предоставления привилегий никогда не была предназначена для того, чтобы поддерживать бедняков. Если мы хотим построить рыночную экономику, необходимо построить систему, которая могла бы помочь приспособиться к рынку тем, кому это трудно".
Конечно, сам принцип монетизации льгот заслуживает всяческой похвалы, но то, что правительство проводит эту реформу в жизнь явно второпях и втайне от народа, может привести к тому, что простой народ в России окончательно разойдется с властями. Не исключено, что своими действиями правительство может даже спровоцировать самый сильный всплеск общественного недовольства за все то время, что Владимир Путин находится у власти. "Эти преобразования надо проводит совсем не так", - говорит Лилия Овчарова.
Понятно, что нынешняя система несправедлива и неэффективна. По результатам некоторых социальных исследований, говорит Овчарова, получается, что беднейшие десять процентов населения получают всего четыре процента льгот в их нынешнем виде, в то время как на богатейшие десять процентов приходится пятая часть всех льготных затрат. Однако и планируемые реформы вряд ли изменят ситуацию, поскольку в них не предусмотрено механизма, выделяющего большие ресурсы на помощь бедным гражданам. Вместо этого всем тем категориям населения, которые сейчас имеют право на льготы, будут просто выдавать деньги на руки.
По мнению Лилии Овчаровой, реформы должны планироваться с таким расчетом, чтобы система распределения льгот стала более справедливой. Как ей представляется, первое, с чего надо начать - это льготы по оплате так называемых "коммунальных услуг" - отопления, электричества и водопровода, которые больше дают как раз богатым, тем, у кого большие дома. А в последнюю очередь, говорит она, надо трогать самый больной вопрос - реформу медицинского обслуживания.
Бывший заместитель министра экономики, а ныне сотрудник Центра стратегического развития (близкая к Кремлю исследовательская организация) Михаил Дмитриев считает, что монетизация льгот - шаг в правильном направлении.
"Это поможет бедным", - говорит он, "большинству населения жить станет лучше".
Михаил Дмитриев подчеркивает, что в сельской местности, где люди испытывают наибольшие лишения, недоступность городского транспорта и медицинских учреждений означает, что даже те, кто имеет право на бесплатный проезд и другие натуральные льготы, не могут ими воспользоваться. Таким образом, государство обеспечивает им не только финансовую поддержку, но и свободу в использовании получаемых денег.
Однако, поскольку открытой информации о подробностях реформы слишком мало, граждане не склонны верить благоприятным отзывам в средствах массовой информации - они и так всегда говорят, что все хорошо, - и многие считают, что государство просто хочет сэкономить и отказаться от части своих социальных обязательств.
Владимир Буткеев, член Партии пенсионеров, организовавшей серию демонстраций протеста против замены льгот денежными компенсациями, сомневается в том, что денежные выплаты будут подниматься вместе с инфляцией, а также в том, что местные власти захотят или смогут выполнить обязательства по финансированию льгот.
"Если государство решило уничтожить льготы, почему бы не начать с тех, которые предоставлены государственным служащим и политикам?", - говорит он.
Действительно, тысячам политиков и государственных чиновников государство компенсирует плату за жилье, предоставляет машины с шофером и другие блага, которых предстоящая реформа явно не коснется.