Известный либеральный экономист, занимавший пост министра экономики с 1994 по 1996, а сегодня научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин с большим беспокойством наблюдает за преследованиями, которым подвергается ЮКОС.
Какие последствия для российской экономики может иметь эта история?
Основной вывод, который можно сделать из всего происходящего, это то, что российское государство, призванное быть гарантом частной собственности, может в любой момент по своему желанию поставить ее под сомнение. В России все крупные бизнесмены 'имеют свой скелет в шкафу'. Огромные состояния, которые они сколотили за какие-то десять лет существования капитализма в нашей стране, не могут быть получены цивилизованным путем. Это означает, что сегодня можно осудить и обанкротить любого из наших бизнесменов.
Какая атмосфера царит сегодня в деловых кругах?
Все очень напуганы. Встреча Путина с основными представителями российского бизнеса, которая состоялась на прошлой неделе, стала ярким тому доказательством: тема ЮКОСа даже не поднималась, несмотря на то, что у всех в голове было только это. Мы вернулись к советским манерам: не говорить о том, что может не понравиться 'номеру один', даже если все вокруг, и он же первый, думают только об этом. Это напоминает мне шутку, которую рассказывали о Брежневе, сидящем в поезде во время остановки. Брежнев говорит: 'Задергиваем шторки и делаем вид, что поезд движется'.
И, тем не менее, начиная с 2000 года, Путин инициировал целый ряд либеральных реформ, что привело, например, к значительному снижению налогов. Не является ли это доказательством того, что он тоже либерал?
Да, даже сегодня Путин продолжает проведение либеральных реформ, направленных на отмену социальных льгот и замену их денежной компенсацией, что является очень позитивным шагом, на мой взгляд. И в то же самое время, он применяет политику террора против ЮКОСа. Здесь не стоит искать логики, это полное противоречие. Единственное объяснение, которое я нахожу, это слова Огюста Конта: 'Человеком руководят эмоции'.
Безусловно, Путин недоволен тем фактом, что законы в России еще настолько неэффективны, что налоги платятся не так, как должны платиться, а олигархи имеют в своих руках слишком большую власть. . . Он полагает, что ему удастся решить эти проблемы с помощью силы. Если оглянуться назад, на царский, и сменивший его коммунистический режим, то Путин, несомненно, прав: Россия всегда управлялась с помощью страха. Но если посмотреть вперед, то, для того, чтобы быть конкурентоспособными в нашем постиндустриальном обществе мы нуждаемся в демократии. Нужно, чтобы люди научились нести ответственность и решать проблемы самостоятельно.
Почему никто открыто не выражает протест ни в России, ни за границей?
В России большая часть населения твердо убеждена в том, что невозможно разбогатеть честным путем. Поэтому люди полностью согласны с новым переделом собственности. Что касается других государств, то там считают, что Россия встает на путь развития Китая.
Можно ли определить масштаб последствий этого дела для российской экономики?
За последние месяцы из России было вывезено уже около 5,5 миллиардов долларов. Если бы не история с ЮКОСом, этого не случилось бы. Можно с уверенностью сказать, что она затормозит экономический рост, но благодаря высоким ценам на нефть, рост по-прежнему будет продолжаться, и мы, увы, никогда не узнаем, сколько стоила нам эта история с ЮКОСом.
Путину повезло, что сегодня он имеет возможность пожинать плоды либеральных реформ Гайдара, бывшего советником, а затем и министром экономики при Ельцине в начале 90-х годов. Российский президент теперь тоже сеет драконовские семена, плоды которых, через несколько лет придется пожинать другим.