Конечно, никто не будет отрицать, что за последние несколько лет, пока у власти стоит президент Владимир Путин, Россия стала более стабильной, упорядоченной и предсказуемой страной. Именно так представлялось главному редактору недавно вышедшего в свет русского издания американского финансового журнала "Форбс" Полу Хлебникову и многим другим. В первом номере своего журнала, выпущенном в апреле, он написал: "Российский бизнес вышел на новыую, более цивилизованную стадию своего развития". Сейчас, всего через несколько недель после явно заказного хладнокровного убийства Пола - он был застрелен 10 июня прямо на выходе из редакции - эти слова кажутся злой иронией.
Хотя за последние годы убийств журналистов, бизнесменов и политиков становится все меньше, они все же остаются удручающе обыденным явлением российской жизни. Убийство 41-летнего американского гражданина Пола Хлебникова - это больше чем просто еще одна строка в списке жертв таких преступлений. Даже на вершине волны насилия в 90-е годы российские гангстеры не выходили за определенные рамки. Хлебников стал первым западным журналистом, убитым в России.
Нет практически ничего, что указывало бы на причину совершения или на личность заказчика этого преступления. По словам Бориса Тимошенко из Фонда защиты гласности, созданного для защиты журналистов, говорит, что, даже если полиция очень старается, такие расследования редко приводят к успеху, так как слишком могущественны группировки, стоящие за заказными убийствами. "Боюсь, что это дело будет мало чем отличаться от установившейся практики: убийц, может быть, и найдут, но те, кто их нанял, так и останутся безнаказанными", - говорит Тимошенко.
Что ж, будем надеяться, что он ошибается. Однако ясно одно: ситуация в России совсем не такая радужная, какой она была в марте, когда Путин легко победил всех своих противников на президентских выборах. Свой второй срок на посту президента он начал с обещаний продолжать реформы, которые сделают российское общество процветающим и повысят уровень жизни. Для этого он обещал продвигать меры по дальнейшей либерализации экономики и жестко бороться с коррумпированными чиновниками и судьями.
Однако устанавливать закон и порядок президент начал методами, которые не предусматривали ни законности, ни порядка. Российская бюрократия все еще находится в состоянии хаоса после того, как в апреле Путин сократил количество министерств в правительстве. В результате сильно растянулось время утверждения властью иностранных инвестиционных проектов. Центральный банк своей неуклюжей попыткой убрать с рынка ненадежные банки спровоцировал панику и массовый отзыв банковских вкладов.
Кроме того, далеко еще не окочен суд над компанией "ЮКОС", обвиняемую в уклонении от уплаты налогов. Подталкивая одну из крупнейших российских компаний к фактическому банкротству, суд нанес мощный удар по доверию иностранных инвесторов к российским предприятиям. Инвесторы надеялись, что после переизбрания Владимира Путина на второй срок дело тихо заглохнет само собой, однако конфронтация становилась все острее, и чем больше проходит времени, тем дальше уходит она от законности. Несколько недавних попыток "ЮКОСа" договориться о сроках выплаты своей задолженности по налогам ни к чему не привели: правительство либо отказывалось идти на переговоры, либо просто не реагировало. Кроме того, власти ставят "ЮКОС" в безвыходное положение, с одной стороны, требуя от "ЮКОСа" заплатить немедленно миллиарды долларов, а с другой - замораживая его активы. Видимо, Путину важнее наказать Ходорковского, чем укреплять верховенство закона. В довершение он недавно еще более усилил контроль государства над основными телевизионными каналами.
Хотя Убийство Хлебникова не связано напрямую с делом "ЮКОСа", оно заставляет еще сильнее сомневаться в том, что в путинской России присутствуют законность и гражданские свободы, как и в самой способности Путина сделать свою страну более безопасной и предсказуемой. У властей еще есть возможность развеять сомнения в справедливости российского правосудия и вообще в стремлении страны к построению гражданского общества - провести самое тщательное расследование убийства Пола Хлебникова и привлечь к суду всех, кто стоит за этим преступлением. Именно такая гласность сейчас нужна России.