Российские вкладчики, которые толпами дежурили под дверьми частных банков в начале июля этого года, вернулись к своей обычной жизни. Самое крупное опустошение банковских хранилищ со времени 'великого обвала' 1998 г. постепенно завершается.
Но надолго ли? Именно этот вопрос задают себе банкиры, вкладчики и финансовые инспекторы, вспоминая о том, какую панику вызвал июльский кризис 'Гута-банка', занимающего в стране 22-е место по количеству активов. 'Гута-банк' стал последней жертвой в серии банкротств российских банков, оформившихся в одну из самых серьезных проблем, которые возникли у президента Владимира Путина с момента его переизбрания на второй срок. После падения 'Гута-банка' по Москве поползли слухи, что 'Альфа-банк', крупнейший частный банк в стране, может стать следующим. За каких-то три дня вкладчики, пребывающие в состоянии дикой паники, обобрали банк на 160 миллионов долларов США, что составляет 12% всех частных вкладов 'Альфы'.
Ведущие акционеры 'Альфа-банка', олигархи Михаил Фридман и Петр Авен, были вынуждены оказать руководству банка финансовую помощь в размере 800 миллионов долларов США, выделенных из резервов их империи, при этом они заявили, что 'нервозность рынка скоро будет преодолена' без неблагоприятных последствий для 'Альфа-банка' и его клиентов. Тем временем Центральный банк России снизил требования по капитальным резервам с 7% до 3,5, что должно помочь 'Альфе' и другим пострадавшим банкам накопить больше активов, доступных вкладчикам. Государственная Дума поспешила принять 10 июля новый закон, предполагающий выдачу временных государственных гарантий на все частные вклады в размере до ста тысяч рублей (3430 долларов США). Это стабилизировало ситуацию на рынке.
Однако здесь российские законодатели могут попасть в западню. С одной стороны, власти хотят очистить сектор от слабых банков, с другой, любые действия, направленные на закрытие кредитных учреждений, могут неблагоприятным образом сказаться на доверии населения и усугубить и без того сложную ситуацию. 'Задача Центробанка заключается в том, как претворить в жизнь радикальные решения и при этом не навредить репутации стабильных банков', - считает Ирина Пенкина, банковский аналитик рейтингового агентства 'Standard & Poor's' в Москве.
Память о кризисе 1998 г.
Большинство банкиров полагают, что реальных причин для паники нет. При 7-процентном росте валового внутреннего продукта и хорошем состоянии национального счета Россия выглядит как никогда перспективно с точки зрения экономического развития, при этом общий государственный долг по-прежнему находится на сравнительно низком уровне. 'Главной причиной возникших трудностей стала паника населения, потому что фундаментальных оснований для возникновения кризиса просто не существует', - заявил президент московского отделения инвестиционной группы 'Morgan Stanley' Раир Симонян.
Объяснение очень хорошее, но где гарантии того, что в него поверят обычные люди с улицы? Россияне до сих пор не могут забыть банковский кризис 1998 г., когда миллионы долларов в форме частных сбережений испарились за одну ночь. Именно по этой причине они продолжают снимать деньги со счетов. Специалисты Московского центра развития считают, что в прошлом месяце частный банковский сектор лишился двух миллиардов долларов США. 'Последние события говорят не в пользу большинства банков', - считает 32-летний веб-мастер Михаил Кривошеев, вышедший из здания 'Альфа-банка' на Старом Арбате, где он благополучно снял 1500 долларов со своего счета.
Кризис начался тогда, когда инспекторы Центробанка изъяли лицензию у 'Содбизнесбанка', обвинив руководство последнего в отмывании денег. И поползли слухи о том, что Центробанк составил черный список финансовых учреждений, которые в скором времени будут закрыты. Несмотря на то, что один из правительственных чиновников подтвердил существование такого списка, руководство ЦБР теперь всеми силами опровергает эту информацию.
В России, где 1300 банков имеют в своем распоряжении активы в размере всего-навсего 30 миллиардов долларов США, большинство финансовых учреждений довольствуются крошечным объемом операций. Не помогают даже низкие обязательные требования - размер минимального уставного капитала составляет ничтожную сумму в один миллион евро (1,2 миллиона долларов США). Недоверие населения постоянно подстегивается скупостью банкиров на информацию о состоянии их финансов и прав собственности. При этом контрольные органы по-прежнему не желают менять ситуацию. 'Правительство ничего не сделало за 14 лет для того, чтобы сделать длинную историю намного короче, а именно, реформировать банковский сектор', - говорит Питер Уэстин (Peter Westin), ведущий экономист московской брокерской компании 'Aton Capital'.
Эта вопиющая безответственность объясняет, почему закрытие 'Содбизнесбанка' спровоцировало возникновение кризиса. По мере того как российские банки стали бояться одалживать друг другу деньги, руководство многих из них столкнулось с проблемой невозможности привлечения финансовых ресурсов на межбанковском рынке. Местный рынок ценных бумаг с фиксированным процентным доходом также испытывает не самые лучшие времена, лишая банкиров еще одного выгодного финансового инструмента. А беспокойство населения продолжало нарастать, когда 8 июня еще один банк - 'Кредит-траст' - объявил о своем банкротстве после того, как на рынке получили распространение слухи о том, что в руководство банка входят те же самые люди, которым принадлежал 'Содбизнесбанк'.
Состояние относительного спокойствия продлилось вплоть до 6 июля, когда после объявления о закрытии 'Гута-банка' бурлящий кризисный поток выплеснулся на московские улицы. Имея в своем распоряжении 206 миллионов долларов США в форме частных вкладов и ведя глобальную рекламную кампанию по всей столице, 'Гута-банк' был тем финансовым учреждением, чье имя было знакомо простому населению. После закрытия банка поползли слухи о расследовании случаев финансовых нарушений, якобы имевших место в процессе банковской деятельности 'Гуты'. В конце концов, на помощь 'Гута-банку' пришел принадлежащий государству 'Внешторгбанк'.
Но было уже поздно успокаивать московских вкладчиков, которые опустошили свои счета в течение нескольких дней, лишив банки сотен миллионов долларов. Наиболее тяжелый удар пришелся по 'Альфа-банку', занимающему четвертое место в стране по количеству активов. Руководство банка обвинило конкурентов в распространении злостных слухов, и многие специалисты считают, что эти обвинения не лишены оснований. По словам источника в банковском секторе, который утверждает, что видел злосчастный черный список Центробанка, 'Альфа-банка', всегда отличавшегося хорошим менеджментом, в нем нет. Лишь 10-15 относительно небольшим банкам выпала сомнительная честь оказаться в числе приговоренных, добавил источник.
И все же ущерб, нанесенный доверию населения, уже никак нельзя предотвратить. Вместо того что способствовать росту крепких частных банков, каким является 'Альфа-банк', россияне могут переметнуться в лагерь государственного 'Сбербанка', еще больше усугубив уровень государственной монополизации сектора. Иностранные банки могут извлечь прямую выгоду из сложившейся ситуации, несмотря на то, что они представлены в России в небольшом количестве. 'Мы рассматриваем возможность перевода своих денег в какой-нибудь западный банк', - поделился планами на будущее Михаил Кривошеев, чья верность 'Альфа-банку' теперь вызывает сомнения.
Прочистка труб
Что не вызывает сомнения так это то, что огромное количество мелких банков - существует предположение, что их будут сотни - обанкротятся в ближайшие несколько месяцев. Многие из них будут стараться выжить, целиком и полностью полагаясь на денежные займы и вкладывая деньги в рискованные и прибыльные предприятия. С учетом оттока денежных средств, такая стратегия не может привести к успеху. Тем временем контрольные органы готовят программу гарантирования долгосрочных вкладов для частных банков. Ожидается, что выполнение программы начнется в 2005 г. (действие временного закона, принятого Госдумой 10 июля, истекает в 2007 г.). Для того чтобы пройти регистрацию, банкам придется выполнить требования, предъявляемые к уставному капиталу и финансовой стабильности, а также раскрыть детали сделки по приобретению прав собственности. 'Довольно большой процент российских банков не отвечает этим требованиям, - считает исполнительный директор крупнейшего в России 'Росбанка' Александр Попов. - Это означает, что крупные частные банки начинают выражать озабоченность относительно состояния своих более слабых собратьев'.
Крах мелких и ветхих банков сулит и определенную выгоду. 'Нет никаких сомнений в том, что система нуждается в 'чистке'', - считает ведущий экономист московского отделения Всемирного банка Кристоф Рюль (Christof Ruhl). Но российским властям нужно действовать быстро и слаженно. Система дала трещину как раз тогда, когда треть всех вкладов поступила в частные банки. 'До тех пор пока Центробанк не определится с тем, какие банки удовлетворяют требованиям, а какие нуждаются в проверке, будут постоянно возникать самые невероятные слухи, ведущие к возникновению нестабильности и нервозности в банковском сообществе', - отмечает Ирина Пенкина.
Возможно, главный урок заключается в том, что, несмотря на впечатляющие темпы экономического развития в России, доверие населения как к банкам, так и к контрольным органам по-прежнему остается на тревожно низком уровне. 'Основной причиной, повлекшей возникновение кризиса, является дефицит доверия к государству в целом и к банкам, в частности', - заявил один из руководителей финансовой группы 'Альфа' Петр Авен в телефонной беседе с журналистами. Если эту проблему не удастся решить, то мы имеем дело с прекрасным рецептом множества кризисов банковской системы в стране, которая вряд ли сможет пережить еще один дефолт.