В прошедшую пятницу Михаил Ходорковский впервые получил в Мещанском суде Москвы слово и отверг все обвинения прокуратуры. За день до этого она обвинила его в нарушении российского законодательства по одиннадцати случаям. В случае признания его виновным ему грозит заключение сроком на десять лет.
Тихим, но решительным голосом Ходорковский заявил, находясь в обязательной по правилам российских судов металлической клетке для подсудимых, что будет говорить только по сути дела, чтобы ответить на обвинение, будто он пытается уйти от уголовного наказания, прибегая к политическим декларациям. Тем самым Ходорковский косвенно указал на то, что первопричина процесса против него и обвиняемого по тому же делу Платона Лебедева кроется, как он считает, в политической схватке за власть в российском руководстве.
Платон Лебедев, глава группы МЕНАТЕП, владелец 61 процента акций концерна ЮКОС, тоже настаивает на своей невиновности. Лебедев заявил, что намерен обратиться в Европейский суд по правам человека и в Совет Европы.
Критически высказался после судебного заседания также Чарльз Краус (Charles Kraus), представитель международной юридической группы, принимающей участие в процессе и наблюдающей за следствием. 'На сегодняшний день суд подтвердил самые негативные опасения'. Он, по его словам, в очередной раз создал неравные возможности для обвинения и защиты.