Помните, еще недавно среди детей было модно носить всю одежду задом наперед, просто потому что это весело?
В России теперь вообще все идет задом наперед, и это уже совсем не весело. Как сомнительные выборы президента, так и недавнее злодейское убийство уважаемого американского журналиста, известного своими разоблачительными расследованиями, указывают на то, что и власти, и средства массовой информации все больше отходят от демократии в своем развитии.
Теперь под угрозой еще и неокрепшая рыночная экономика: в этом году государство - впервые со дня падения Советского Союза в 1991 году - собирается национализировать больше частных активов, нежели продать государственных.
Президент Владимир Путин уверяет, что это никакая не обратная национализация промышленности. Но если это так, как же тогда назвать поставленную правительством задачу закрепить за собой большинство акций крупнейшего в стране газодобывающего концерна? Также правительство отложило запланированную приватизацию государственной электроэнергетической монополии и продажу контрольного пакета основного оператора связи в стране, пока также остающегося под контролем государства.
При этом оно также спасает от разорения (то есть покупает) во время кризиса частный банк, а также стремится заполучить активы самой крупной российской нефтяной компании "ЮКОС", бывший генеральный директор которой сидит за решеткой по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. По данным властей, "ЮКОС" недоплатил в казну налогов на 7 миллиардов долларов.
Дело "ЮКОСа" по-своему интересно, потому что оно заставляет вспомнить о 90-х годах, когда в России был настоящий Дикий Запад, и правительство Бориса Ельцина распродавало всю промышленность страны друзьям Кремля. Отсюда и пошли русские "олигархи", которым эти сомнительные сделки принесли миллиарды долларов. На прошлой неделе Михаил Ходорковский сказал на суде, что просто использовал бреши в законодательстве, действовавшем в то время.
Понятно, что президент Путин действительно хочет реформировать экономику, и в этом отношении его борьба с олигархами вполне законна, но устанавливать над ней жесткий государственный контроль, который подавляет инициативу и порождает коррупцию и кумовство, равно как и наказывать "ЮКОС" за грехи всех остальных - не самые лучшие способы для этого. Кроме того, суд над "ЮКОСом" уж очень напоминает наказание лично Ходорковского за то, что он стал политическим противником Путина.
Государственные аудиторские органы, пересмотрев итоги распродажи государственных активов десятилетней давности, выявили, что из-за того, что собственность продавалась незаконно или по заниженным ценам, государство недополучило 1,6 миллиарда долларов. Однако, если уж дело в этом, разве государство не может определить реальную стоимость тех сделок и заставить олигархов заплатить справедливую цену? Кроме того, чтобы получать прибыль от промышленности, государству совсем не обязательно ей управлять - с этим прекрасно справляется институт налогообложения.
На российских финансовых рынках царит нервозность. Инвесторы успокоятся только тогда, когда увидят справедливое разрешение проблемы "ЮКОСа", а не постановочный процесс, и прогрессивные законы о предпринимательстве, а не откат к советскому прошлому, уже доказавшему свою несостоятельность.