Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Дом для Матушки России

Архитектура "с большой буквы" в столице находится еще в зачаточном состоянии

Дом для Матушки России picture
Дом для Матушки России picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последние годы, когда богатые россияне очертя голову бросились "осваивать" Лондон, вместе с ними появились и обычные истории о золотых водопроводных кранах и мраморе, скупаемом на корню в каменоломнях. В Москве происходило то же самое. Когда страна вступила на путь капитализма, многие богатые россияне обратили взгляд к имперскому прошлому, возводя себе "дворцы" с использованием такого количества дорогостоящих материалов, что результат балансировал на грани между роскошью и безвкусицей.

Как привить хороший вкус целой стране? Именно этот вопрос стоит перед Светланой Бикбаевой, редактором "Архидома" - ведущего российского журнала в области архитектуры и дизайна.

В последние годы, когда богатые россияне очертя голову бросились "осваивать" Лондон, вместе с ними появились и обычные истории о золотых водопроводных кранах и мраморе, скупаемом на корню в каменоломнях. В Москве происходило то же самое. Когда страна вступила на путь капитализма, многие богатые россияне обратили взгляд к имперскому прошлому, возводя себе "дворцы" с использованием такого количества дорогостоящих материалов, что результат балансировал на грани между роскошью и безвкусицей.

Однако, при том, что в интерьеры бесчисленных кондоминиумов и роскошных вилл, растущих как грибы в Москве и "элитарных" пригородах, охотно вкладываются невероятные деньги, архитектура "с большой буквы" в столице находится еще в зачаточном состоянии. "Самое удивительное в Москве - это то, что здесь вращаются огромные деньги, а количество строительных кранов в городе меньше, чем я ожидал, - говорит Грант Гибсон (Grant Gibson), в прошлом - редактор ведущего архитектурного журнала Британии "Blueprint", посетивший недавно столицу. - Здесь еще не встретишь известных европейских архитекторов. Даже в Китае - где работает Заха Хадид (Zaha Hadid) - архитектура развивается серьезнее".

Чтобы завоевать в мире репутацию "архитектурной великой державы", стране необходимо участвовать в международной архитектурной "игре", нанимая таких знаменитостей, как, скажем, сэр Норман Фостер (Norman Foster), или Ренцо Пьяно (Renzo Piano), Фрэнк Гери (Frank Gehry) и Ричард Мейер (Richard Meier). Кроме того, несмотря на явную тягу к знаниям - недавно проведенную в Москве британскую выставку-ярмарку дизайна "100 Per Cent Design" посетили более 14000 горожан - понимание того, что такое современный "язык" мирового дизайна, находится здесь пока на довольно примитивном уровне. Светлана Бикбаева надеется его существенно повысить.

Бикбаева - стройная блондинка, унаследовавшая от татарских предков высокие скулы - вряд ли соответствует традиционному образу архитектурного гуру. Но она страстно желает изменить визуальные пристрастия жителей новой России.

Десять лет назад (ей тогда едва исполнилось двадцать шесть) она выпустила первую публикацию - московский эквивалент "желтых страниц" - это было выдающееся достижение для молодой женщины, особенно в атмосфере, не слишком дружелюбной к предпринимателям "слабого пола". Через три года она расширила свою империю, создав "Архидом" - журнал, чья читательская аудитория составляет сегодня 120000 человек.

Она сознательно взяла на себя миссию "пресс-атташе" и "переводчика" в отношениях между российским и международным архитектурным миром. "Иностранные дизайнерские журналы вроде "Elle Deco" и "Architectural Digest" появились в Москве довольно рано, - объясняет Бикбаева. - Но эти международные журналы были лишены всякой связи с российским рынком. "Архидом" же рассказывает о том, что здесь реально происходит, и, надеюсь, я сумею познакомить россиян с тем, что реально происходит в остальном мире".

"Архидом" - глянцевый журнал западного образца - тем не менее, является лучшим свидетельством того, какой эклектичностью отличается сегодня российский дизайн - здесь встретишь и минималистский хай-тек, и парадные интерьеры в дореволюционном стиле (с затейливой резьбой и инкрустированным паркетом), и то, что можно назвать лишь нуворишевским шиком - обильную позолоту, аляповатую лепнину и назойливые "обманки".

Однако Бикбаева явно надеется создать более синтетический и оригинальный стиль. Она не только установила самые тесные контакты с лучшими архитекторами и дизайнерами России, такими как Марина Путиловская и Владимир Фуражкин, но и создала архитектурное агентство, чтобы помочь тем, кто хочет построить нечто действительно выдающееся.

Уже в этом месяце в журнале появится пятнадцатистраничный раздел "образ жизни" на английском языке: его редакторами стали двое несомненно стильных дизайнеров, работающих в Лондоне - сорокачетырехлетний Джезар Гирей (Jezzar Giray), закончивший Оксфорд потомок Чингис-хана, и его партнер, двадцатипятилетний россиянин Влад Лешенко - которые намерены рассказывать о западной архитектуре и дизайне.

"Мы будем показывать всех - от сэра Нормана Фостера до Тома Диксона (Tom Dixon), - замечает Гирей, элегантный мужчина с безупречными манерами, проектирующий утонченные до совершенства интерьеры для тех, кто желает поселиться в Лондоне. - В России теперь появилась повидавшая мир, взыскательная аудитория, испытывающая настоящий голод по международному дизайну. Деньги у них есть, и они хотят создать нечто оригинальное".

И помимо журнала, Бикбаева делает все возможное, чтобы способствовать установлению контактов между Россией и остальным миром, предлагая помощь международным фирмам, желающим ознакомиться с местной спецификой, чтобы выйти на бурно растущий российский рынок.

Для этого она недавно посетила Лондон, чтобы обсудить в Королевском институте британских архитекторов (RIBA) возможность учреждения российской премии по архитектуре; она считает, и Гирей с ней согласен: то, что нужно России - это несколько подлинно выдающихся зданий. "Вспомним, как здание Фрэнка Гери способствовало возрождению Бильбао - бедного промышленного города, и представим, что здание такого уровня может сделать для Москвы", - говорит Гирей.

Другие наблюдатели также считают, что Россия находится на пороге архитектурного "прорыва". "Они очень быстро адаптировались к капитализму, но, пожалуй, чересчур увлеклись этим процессом - говорит Гибсон. - Теперь в стране есть и деньги, и желание, необходимые, чтобы картина начала меняться. Кое-кто из европейских архитекторов уже начал работать на этом рынке, но, я думаю, понадобится еще несколько лет, чтобы все эти факторы соединились".