Грег Берман - автор книги 'Невидимки: как США 'проспали' глобальную эпидемию СПИДа - величайшую гуманитарную катастрофу нашего времени' ('The Invisible People: How the US Has Slept Through the Global AIDS Pandemic, the Greatest Humanitarian Catastrophe of Our Time')
На этой неделе Бангкок принимает 15000 ученых, медиков и политических активистов - участников 15-й Международной конференции по СПИДу. Этот город как нельзя подходит для подобного форума. У большинства людей СПИД ассоциируется с Африкой: две трети из 38 миллионов людей, страдающих от ВИЧ/СПИДа во всем мире - жители этого континента. Но многие не осознают, что Евразия находится на пороге взрывного роста заболеваемости СПИДом.
Россия, где число инфицированных составляет около миллиона человек, по темпам распространения этого заболевания занимает одно из первых мест в мире. В Китае количество инфицированных не меньше, если не больше, чем в России. В Индии сейчас число носителей вируса превышает 5 миллионов человек - скорее всего она скоро займет место Южной Африки в качестве страны с самым большим количеством случаев заболевания СПИДом в мире. По прогнозу Национального совета по разведке США, при сохранении нынешних темпов распространения болезни, к 2010 г. количество инфицированных в Индии, Китае и России достигнет 35-48 миллионов человек. Возможно, Евразию ждет гуманитарная катастрофа еще больших масштабов, чем в Африке.
Неужели мы стали глухи к страданиям такого количества людей? Если это так, то стоит подумать о другом: последствия катастрофической эпидемии СПИДа в Евразии не ограничатся только гуманитарной сферой. Если прогнозы по Китаю и Индии окажутся верными, то СПИД может оказать разрушительное воздействие на три крупнейшие в экономическом отношении страны региона. Согласно расчетам Николаса Эберштадта (Nicholas Eberstadt) из Американского института предпринимательства, к 2025 г. из-за эпидемии СПИДа ежегодный экономический рост в Индии сократится на 40%, в Китае - на 33%, а российская экономика 'съежится' на 40%. Последствия этого ощутит на себе вся мировая экономика. Кроме того, социально-экономические неурядицы могут привнести в регион и определенную политическую нестабильность.
Африка - яркий пример того, какое влияние способен СПИД оказать на экономику. Эта болезнь поражает взрослых людей в самом продуктивном трудоспособном возрасте. Цена этого - ущерб производительности труда из-за необходимости готовить замену выбывшим, а расходы на лечение, когда работник заболевает - просто огромны. Когда десятки миллионов людей трудоспособного возраста заболевают и умирают, это серьезнейшим образом отражается на объеме производства.
СПИД оказывает глубокое воздействие на производительность труда по всему континенту. В Замбии и Южноафриканской республике доход в семьях людей, страдающих СПИДом, сокращается на 66-80%. Согласно прогнозу Международного валютного фонда, из-за СПИДа экономический рост в странах экваториальной и южной Африки ежегодно сокращается на 2%. Всемирный банк предупреждает: если не обуздать эпидемию СПИДа, через несколько поколений экономика Южноафриканской республики просто рухнет.
Не менее жестокий урон СПИД способен нанести и китайской экономике. По прогнозу Национального совета по разведке, к 2010 г. число ВИЧ-инфицированных китайцев может достичь 15 миллионов. Если этот прогноз оправдается, утверждает Стивен Роуч (Stephen Roach), главный экономист 'Morgan Stanley' и автор недавно вышедшего труда о СПИДе в Китае, экономический рост в стране будет серьезно подорван. Двухсотмиллионный контингент китайских рабочих-мигрантов обеспечивает производственный бум предприятий на побережье и служит важной движущей силой экономического роста. Однако, из-за частых переездов и большой вероятности 'небезопасного секса' и употребления наркотиков, вводимых внутривенно, именно эта группа наиболее уязвима для эпидемии СПИДа. Затронет ли этих рабочих недавно объявленная в Китае программа борьбы со СПИДом - еще предстоит выяснить. . .
Особенно мрачно выглядят перспективы в России. По прогнозам, население страны, составляющее сегодня 145 миллионов человек, за следующие десятилетия и так должно сократиться на десятки миллионов из-за сокращения рождаемости и роста смертности, вызванного алкоголизмом, наркоманией и иными болезнями. Если к этому прибавить еще 5-8 миллионов ВИЧ-инфицированных - а именно такой цифры может достичь их количество через пять лет - это приведет к распространению нищеты, дефицита и недовольства.
Результатом будет социально-экономическая нестабильность в чрезвычайно острый момент перехода России к демократии. Болезнь может представлять опасность и для безопасности страны, по-прежнему обладающей тысячами ядерных боеголовок. В Африке солдаты особенно уязвимы для СПИДа, поскольку, как это происходит с солдатами во всем мире, они чаще всего пользуются услугами проституток. Хотя статистические данные об этом тщательно засекречиваются, по оценкам некоторых экспертов, в некоторых африканских армиях количество ВИЧ-инфицированных достигает 50%. Если в российских вооруженных силах эпидемия СПИДа приобретет взрывной характер, результатом может стать серьезнейшая дестабилизация обстановки. Это не в меньшей степени относится к Китаю и Индии - ведь обе страны также являются ядерными державами.
Страны Евразии могут сделать многое, чтобы предотвратить взрывной рост СПИДа. К 2003 г. Таиланду удалось сократить ежегодный прирост заболеваемости до 20000 случаев по сравнению со 140000 в 1991 г. Чтобы обратить эпидемию вспять, Китаю, Индии и России понадобится политическая воля и значительные финансовые вливания. Пока что западные лидеры не оказывают на эти страны достаточного дипломатического давления, чтобы те предприняли нужные шаги, и не предлагают свою помощь в адекватных объемах. А необходимо сделать и то и другое - речь идет о десятках - а, возможно, и сотнях - миллионов человеческих жизней.