Сможет ли "ЮКОС" выжить? До 8 июля вторая по величине в России нефтяная компания должна была выплатить государству 3,4 миллиарда долларов США в форме просроченных налогов и штрафных санкций, но в наличии у нефтяного гиганта было лишь 1,4 миллиарда. Тем временем 2 июля консорциум западных банков объявил "ЮКОСу" дефолт по кредиту в размере одного миллиарда долларов, хотя пока и воздержался от требования немедленной выплаты по счетам. Эти недавние события свидетельствуют о том, что дело "ЮКОСа", начавшееся еще в прошлом году, близится к развязке. Инвесторы отчаянно надеются на успешное урегулирование этого конфликта: начиная с апреля этого года, российский индекс RTS упал на 27%.
Российская часть финансово-политического пирога: чего
пытается добиться Кремль?
Политические аналитики и непосредственные участники событий в Москве единодушны в одном: основная цель Владимира Путина заключается в отстранении руководства "ЮКОСа" от управления компанией и замене ее основного акционера - финансово-промышленной группы "Менатеп", принадлежащей Михаилу Ходорковскому - на кого-нибудь, кто будет более лоялен Кремлю. Михаил Ходорковский, самый богатый человек в России, поссорился с Кремлем в прошлом году после того, как активно занялся политической деятельностью, что в результате и привело к выдвижению против него обвинений в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. Его смещение может в какой-то степени означать ренационализацию нефтяного гиганта, хотя той же самой цели можно было достичь с благословения Кремля путем передачи акций "Менатепа" новым частным владельцам.
Что может стать причиной этой ренационализации или привести к смене руководства "ЮКОСа"?
Государство может изъять активы "ЮКОСа" вместо просроченных налогов, а затем продать их на торгах новым владельцам. В то время как сумма неуплаченных налогов в перспективе не сможет превысить десяти миллиардов долларов США, стоимость активов компании оценивается в три, а то и четыре раза больше. Другой вопрос, если государство специально обесценит их стоимость, перекупит большую часть акций компании и тем самым получит контроль над ней. Но в этом случае пострадают интересы держателей меньшей стоимости акций, что самым неблагоприятным образом скажется (и еще долгое время будет сказываться) на инвестиционном климате в России.
Вместо этого Кремль может прибрать к рукам 35% долевого участия "ЮКОСа" в еще одной российской нефтяной компании - "Сибнефти". Стоимость акций "ЮКОСа" в "Сибнефти" составляет четыре миллиарда долларов США. Но такой поворот событий никак не отразится на самом нефтяном гиганте, большая часть которого к великой досаде властей будет по-прежнему принадлежать Михаилу Ходорковскому. Еще одним вариантом захвата "ЮКОСа" может стать полюбовная сделка, по условиям которой Ходорковский должен будет продать или отказаться от своей части акций в компании.
Есть ли предпосылки к заключению такой сделки?
Существуют определенные признаки того, что Михаил Ходорковский готов отказаться от всех или большей части своих акций "ЮКОСа" в пользу государства при условии полного погашения долга компании или получения гарантии по его реструктуризации в ближайшие годы. Выступая 7 июля, адвокаты олигарха заявили, что Ходорковский порекомендовал совету директоров "ЮКОСа" предложить государству его акции в обмен на списание долга.
Чего хочет Михаил Ходорковский?
Нет никаких сомнений в том, что он стремится получить хоть какую-нибудь компенсацию. Если его акции будут проданы, то вырученная сумма, даже по самым скромным подсчетам, будет превышать размер налоговых претензий со стороны государства. До того, как травля "ЮКОСа" привела к падению стоимости акций компании, доля Михаила Ходорковского оценивалась приблизительно в 15 миллиардов долларов США.
Существуют ли другие альтернативы?
Если сделка не состоится, то миноритарным акционерам "ЮКОСа" остается надеяться на благоприятный исход судебного процесса против Михаила Ходорковского и его партнера Платона Лебедева, который будет возобновлен 12 июля. Выдвинутые против них обвинения юридически не имеют ничего общего с налоговыми требованиями к "ЮКОСу" и касаются по большей части незаконной приватизации предприятия по производству удобрений "Апатит" и сокрытия доходов, подлежащих налогообложению. Если в конечном итоге олигарх будет признан виновным, то ему придется вернуть один миллиард долларов, который он якобы незаконно присвоил себе, и заплатить все штрафы, определенные решением суда.
Некоторые эксперты полагают, что Кремль может заставить суд найти юридическую оговорку для полной конфискации акций Ходорковского в "ЮКОСе". Устранив таким образом олигарха со своего пути, власти смогут с чувством собственного удовлетворения начать переговоры с руководством "ЮКОСа" относительно способа урегулирования налогового спора, избежав при этом возмущения держателей меньшей части акций и экономических последствий банкротства компании, которое, по словам Владимира Путина, вовсе нежелательно для России.
Проблема заключается в том, что для этого властям придется осудить Ходорковского, чье дело будет разбираться еще несколько недель. Тем временем крики о помощи руководства "ЮКОСа" становятся все громче и громче по мере того, как кредиторы компании начинают терять терпение и уверенность в платежеспособности нефтяного гиганта. Если Путин не начнет действовать в ближайшем будущем, то, возможно, что компанию и не придется спасать - будет уже слишком поздно. Все зависит от того, чего именно хочет Кремль.