'Территориальная' проблема выходит на первый план в отношениях с Россией. Правительство Японии намерено добиться от России одновременной передачи всех четырех 'спорных' островов.
Правительство Японии выработало новый 'курс действий' в отношении России. Если раньше подразумевалась активизация двустороннего сотрудничества во всех областях, вне зависимости от территориальной проблемы, то теперь данный вопрос вновь станет центральной темой на двусторонних переговорах.
Японская сторона намерена добиться подписания мирного договора на условиях одновременной передачи всех четырех спорных островов посредством проведения переговоров на высшем уровне.
После проведения выборов в верхнюю палату парламента премьер-министр Д.Коидзуми выдвинул в качестве приоритетной задачи внешней политики продвижение российско-японских переговоров. Данная задача была признана равноценной по значимости c проблемой нормализации отношений с КНДР. В связи с этим, Д.Коидзуми планировал добиться заключения мирного договора с Россией во время запланированного на начало следующего года визита Президента РФ В.В.Путина в Японию.
Согласно новому 'курсу действий', первоочередной задачей японской стороны является продвижение переговоров на высшем уровне по территориальной проблеме. Теперь в ходе переговоров японское руководство не будет опираться на положения Токийской декларации 1993 года, в которой допускалась поэтапная передача Японии сначала двух островов, а затем остальных. Япония будет настаивать на возвращении всей территории, на которую она претендует.
В то же время, Япония не настаивает на скорейшем проведении визита Президента РФ, придавая особое значение созданию всех необходимых условий для подписания мирного договора во время предстоящей встречи лидеров двух стран. После вступления в должность Президента РФ В.В.Путина, одержавшего убедительную победу на президентских выборах этой весной, японский МИД выработал политический курс в отношении России, одобренный канцелярией премьер-министра.
Как полагает руководство японского внешнеполитического ведомства, в настоящее время, наступил благоприятный момент для проведения переговоров по вопросу подписания мирного договора. Особенно если учесть то обстоятельство, что в течение ближайших нескольких лет в Японии не предвидятся политические выборы.
В последние годы территориальная проблема как бы 'оставалась в тени' проектов расширения экономического сотрудничества. В 'Плане совместных действий России и Японии', подписанном Президентом РФ В.В.Путиным и Д.Коидзуми во время визита в Москву японского премьера в январе 2003 года, вопрос заключения мирного договора рассматривался как один из шести основополагающих положений 'плана' наравне с перспективами углубления политического диалога и сотрудничества на международной арене.
Кроме этого, Япония продемонстрировала заинтересованность в продвижении проекта строительства нефтепровода из Восточной Сибири по т.н. 'тихоокеанскому маршруту'. В результате, среди японских политиков стали расти опасения в том, что 'у российской стороны сложилось ошибочное мнение о приоритетности для Японии по сравнению с 'территориальной' проблемой вопросов экономического сотрудничества'.
Что касается будущей программы встреч (переговоров) лидеров России и Японии, то она такова:
1) российско-японская встреча на высшем уровне в рамках проведения саммита АТЭС, который состоится в Чили в ноябре этого года;
2) встреча лидеров двух стран в Японии в будущем году по случаю празднования 150-летия с момента подписания Трактата о торговле и границах (в этом документе впервые официально статус Южных Курил был определен как территории Японии).
Ожидается, что в рамках именно этих встреч будут согласованы основные направления (детали) для решения 'территориального' вопроса.
Однако, неизменность позиции российской стороны, отрицающей возможность передачи сразу четырех островов, сохраняет неясность вокруг будущих переговоров.