Не так уж важно, кто окажется в Белом доме после выборов в ноябре - Джордж Буш или Джон Керри. Ни тому, ни другому не избавиться от непреложного факта: для американцев 11 сентября изменилось буквально все.
Пока Европа спит, планы по маргинализации ее роли в международных делах разрабатываются полным ходом. Европейские лидеры игнорировали 'бумагомарателей' из аналитических центров в Вашингтоне, когда те разрабатывали идеи неоконсервативной внешней политики, в конечном итоге послужившие основой для доктрины Буша. Сейчас они снова не замечают разгорающейся бури, способной развеять в прах их мечты о значительной роли Европы в 21 веке.
Не так уж важно, кто окажется в Белом доме после выборов в ноябре - Джордж Буш или Джон Керри. Ни тому, ни другому не избавиться от непреложного факта: для американцев 11 сентября изменилось все. Да, Керри рассчитывает на то, что ему удастся убедить Францию и Германию в большей степени пойти навстречу США. Скорее всего, ему это не удастся, учитывая традиционную политику Франции, направленную на то, чтобы вынудить США по каждому вопросу получать санкцию Совета безопасности ООН, где французы имеют право вето, и безудержный антиамериканизм, охвативший Германию.
Но это неважно: разница между заявлениями Буша 'Америка ни у кого не станет просить разрешения на защиту безопасности нашей страны' и Керри 'Мы никогда не будем ждать 'зеленого света' от иностранцев, когда на карту поставлена наша безопасность', не так уж и велика. . .
Это должно бы охладить пыл европейцев, у которых запоздалое обращение Буша к ООН за помощью в проведении выборов в Ираке, и к НАТО - хотя бы о частичном участии в обеспечении безопасности в измученной террором стране, вызывает злорадный смех. Действительно, администрация Буша, к удивлению своему, обнаружила, что ООН пользуется кое-каким моральным авторитетом в мире. Это, как теперь признает администрация, не позволяет США дистанцироваться от ООН, хотя Буш и его советники хорошо знают, что всемирная организация поражена коррупцией, и в ней задают тон страны, чьи лидеры испытывают страх перед демократией. В конце концов, вряд ли можно воспринимать как нравственный образец организацию, разворовывающую деньги от продажи иракской нефти, ставящую полковника Каддафи во главе своей программы по обеспечению прав человека, и поддерживающую суданских арабов, истребляющих таких же мусульман неарабского происхождения.
Тем не менее, Буш сегодня признает ООН именно в этом качестве. Однако европейцам, считающим, что для них это добрый знак, следует еще раз подумать. Поскольку вывод войск из Ирака нереален, успех реформ в этой стране приобретает жизненно важное значение для безопасности США. В аналитических центрах Вашингтона, в политических дискуссиях республиканцев, настраивающихся на переизбрание Буша, в беседах политиков, уже готовящимися к участию в выборах 2008 г., вызревает новая идея - не менее революционная, чем предложения неоконсерваторов накануне президентской гонки 2000 г. Новая, и ослепительно простая.
Речь идет о реформах международных учреждений, членом которых является Америка. Начать надо с ООН. Конституция Европейского союза призывает страны-участницы 'безоговорочно поддерживать общую внешнюю политику и политику безопасности. . .' Более того: 'Когда Союз выработал позицию по вопросу, стоящему в повестке дня Совета безопасности ООН, те его страны-участницы, что входят в состав Совета безопасности, должны просить министра Евросоюза по иностранным делам представить позицию Союза'.
А еще лучше, говорят на вашингтонских семинарах, будет если министр вообще заменит страны-участницы ЕС, подписавшие новую конституцию. Следует прекратить постоянное членство Франции в Совете безопасности, как и членство тех европейских стран, что избираются в этот орган на ротационной основе. Если им и следует позволить какое-то членство в ООН вне структур ЕС, то пусть это будет участие в Генеральной Ассамблее, где они растворятся среди 191 страны-участницы. Вместо них в Совет безопасности следует включить Индию, чье население более чем вдвое превышает количество жителей расширенного ЕС.
Команда Буша считает, что подобная реформа будет чрезвычайно привлекательной для развивающихся стран, и этот факт, конечно, не упустят и советники Керри, разрабатывающие рекомендации по преодолению обструкционистской позиции Франции и Германии.
Как ко всему этому должна отнестись Великобритания? Если - а сейчас это выглядит весьма вероятным - британские избиратели отвергнут конституцию ЕС, и Великобритания по-прежнему сможет самостоятельно определять свой внешнеполитический курс, то она сохранит и постоянное место в Совете безопасности (в качестве признания ее самостоятельности в международных делах), и свое значение ключевого американского партнера в поддержании мирового порядка. Однако стоит ей принять европейскую конституцию и ввести у себя евро, как давление со стороны Америки в пользу ее исключения из ООН, да и в пользу реструктуризации другой международной структуры - 'большой семерки' - чтобы в нее не входили страны, не имеющие собственной валюты, резко возрастет. Только Соединенные Штаты, ЕС, Китай и Япония смогут влиять на процентные ставки и обменные курсы, а встречи лидеров семерки без участия Ширака и Шредера станут куда приятнее, хотя Буш, несомненно, и пожалеет об отсутствии Тони Блэра! Следующим пунктом в повестке дня стоит реформа НАТО, чьи ресурсы истощает Европа.
Передислокация из Германии половины размещенного там американского контингента - первый шаг на пути сокращения обязательств США по отношению к этой организации. Вместо этого ресурсы будут направляться в распоряжение спонтанно возникающих 'добровольных коалиций' или на осуществление обязательств в рамках региональных пактов в Азии и на Ближнем Востоке. Отказ Франции и Германии на недавнем Стамбульском саммите отвести НАТО существенную роль в подготовке иракских вооруженных сил может оказаться последним гвоздем, вбитым в гроб Североатлантического альянса в его нынешнем виде. Поскольку, по выражению 'Economist', 'НАТО не выполнила обещаний' по Афганистану, на ее похоронах вряд ли кто-то заплачет.
Если все эти аргументы кажутся вам притянутыми за уши, вспомните, насколько невероятным еще недавно казалось американское вторжение в Ирак без одобрения ООН, или то, что Буш станет отстаивать идею превентивных ударов против врагов Америки, или то, что Америка сочтет распространение демократии одним из жизненно важных элементов своих интересов безопасности. Европа проспала 'неоконсервативную революцию' в мышлении США, и продолжает безмятежно дремать сегодня, когда назревает еще одна подобная революция.