Падение Советского Союза в конце 20-го века было самым большим шагом всего мира к освобождению, но после коммунистической империи еще осталось то, что в 21-м веке может осложнить миру нелегкую борьбу против террора. Пока Россия и Соединенные Штаты пытаются избавиться от своего ядерного оружия, террористы и страны-изгои пытаются использовать арсеналы 'холодной войны' и другие источники для получения материалов, пригодных для производства ядерных и 'грязных' бомб.
Так что для Соединенных Штатов, России и многих других стран главная проблема - обеспечить безопасность ядерных и радиоактивных материалов. Большая их часть сосредоточена в странах бывшего Советского Союза, есть они и в других странах мира. Если они попадут в плохие руки, мир окажется перед лицом страшной угрозы.
Сразу после 'холодной войны' основные усилия в рамках программ по нераспространению ядерного оружия - и это было оправдано - концентрировались на сокращении и создании безопасных условий для хранения ядерного оружия и ядерных материалов на территории бывшего Советского Союза. В 2001 году президент Буш расширил эти программы и ускорил их выполнение. Для него и для российского президента Владимира Путина предотвращение распространения ядерного оружия стало первоочередной задачей. Соединенные Штаты развили гораздо более тесные рабочие отношения с нашими коллегами в правительстве России; нам также удалось вовлечь и другие страны в свою работу.
В последнем бюджетном запросе президент Буш выделил 1,35 миллиарда долларов для Министерства энергетики по Программе нераспространения ядерного оружия и военных ядерных материалов (Defense Nuclear Nonproliferation Program). Это примерно на 75 процентов больше, чем когда-либо запрашивало предыдущее правительство нашей страны. Кроме того, мы сократили сроки выполнения и расширили масштабы многих других важных программ по нераспространению ядерного оружия.
Министерство энергетики стало интенсивнее действовать по программе создания условий безопасного хранения для 600 тонн оружейных ядерных материалов в России. До конца этого финансового года (1 октября - пер.) мы уже выполним необходимые мероприятия по более чем 46 процентам этих материалов, а за 2003 и 2004 год мы продвинулись в этом направлении больше, чем за какой-либо другой двухлетний период. Всю программу мы планируем завершить к 2008 году, то есть на два года раньше, чем планировало предыдущее правительство.
Мы ускорили процесс создания безопасной среды для примерно десяти тысяч объектов на территории Соединенных Штатов, представляющих радиационную опасность. Мы помогли российскому военно-морскому флоту обеспечить безопасность его баз хранения ядерного топлива и боеприпасов намного быстрее, чем планировалось первоначально, и ускорили работу на других военных объектах. Мы устанавливаем детекторы радиоактивности в международных морских портах, в аэропортах и на пунктах пропуска через границу и работаем с Международным агентством по атомной энергии по инициативам, в рамках которых планируется устанавливать местонахождение и обеспечивать безопасность оружейных [ядерных] материалов во всем мире.
Весной прошлого года Министерство энергетики начало новую совместную программу с Россией, в соответствии с которой повышается уровень безопасности ее стратегических ракетных объектов. К концу этого года мы уже сделаем это на двух объектах, а остальные пятнадцать мы закончим к концу 2008 года.
Еще одна инициатива Соединенных Штатов - 'Глобальное партнерство против распространения оружия массового поражения и материалов для его производства' (Global Partnership Against the Spread of Weapons and Materials of Mass Destruction). К созданию 'Глобального партнерства' призывал президент Буш, и лидеры 'большой восьмерки' услышали его призыв. Эта десятилетняя программа дает нам новые ресурсы и возможность привлекать к сотрудничеству по нераспространению ядерного оружия другие государства. Обязательства разных стран в рамках этого партнерства уже составили как минимум 17 миллиардов долларов, но мы считаем, что необходимо выполнить мероприятий на 20 миллиардов долларов, причем эту цифру можно рассматривать как нижний предел, но отнюдь не как верхний.
Мы активно продвигаемся по этой и многим другим программам, но мы обманывали бы сами себя и подвергали бы серьезной опасности наших граждан, если бы говорили, что сделано уже достаточно. Именно поэтому в мае в Вене Соединенные Штаты предложили новую инициативу - 'Глобальную инициативу по уменьшению угрозы' (Global Threat Reduction Initiative), в рамках которой предполагается обеспечить безопасное хранение, перемещение и утилизацию все большего спектра ядерных и радиоактивных материалов во всем мире.
В раках этой инициативы мы в партнерстве с Россией будем извлекать ядерное топливо российского происхождения из ядерных реакторов во всем мире для последующей транспортировки его в Россию, хранения и утилизации. Мы стремимся начать делать это не через три года, не через пять или восемь лет, а уже в конце следующего года. К 2009 году мы планируем также вернуть на хранение все отработанное российское ядерное топливо на основе высокообогащенного урана. В настоящее время 20 реакторов в 17 странах мира работают на этом топливе, общее количество которого составляет около четырех тонн.
Второй пункт этой инициативы - возвращение на хранение всего американского отработанного ядерного топлива на основе высокообогащенного урана. Этого топлива в мире около сорока тонн на четырех десятках объектов во всем мире. Мы считаем, что, задействовав различные дипломатические и юридические каналы, мы сможем перевезти в безопасные хранилища большую часть этого топлива в течение четырех-пяти лет.
Третий пункт - переориентация 105 гражданских научных реакторов с высокообогащенного на низкообогащенное топливо. Примерно на одной трети этих реакторов уже идут или даже уже завершены конверсионные работы, и мы планируем завершить необходимые мероприятия на таком же числе реакторов в течение трех-пяти лет. С третьей частью могут, конечно, возникнуть трудности.
Мы разработали низкообогащенное урановое топливо, которое действительно работает, но для некоторых реакторов оно не подходит. Разработка необходимого сорта топлива для этого типа реакторов займет некоторое время. До тех пор, пока мы его не создадим, некоторые государства вряд ли откажутся от использования своих исследовательских реакторов. Над созданием соответствующего топлива уже работают, причем достаточно успешно, наши лучшие ученые. Те, кто критикует нас за то, что мы продвигаемся недостаточно быстро, либо не понимают, что в мире существуют определенные технические реалии, либо просто предпочитают их не замечать.
Последний столп нашей инициативы - выявление наличия и определение местонахождения ядерных материалов и оборудования, находящихся вне сферы действия существующих программ и как можно более быстрое и безопасное установление контроля над этими материалами и оборудованием.
Все наши инициативы в совокупности с программами, проводимыми другими властными органами под началом президента Буша, составляют самую мощную в истории программу противодействия распространению оружия массового поражения. Четыре года назад не было всестороннего международного сотрудничества по работе с устройствами распыления радиоактивных материалов, а сейчас оно действует. Четыре года назад не было программы, в рамках которой в главных транспортных узлах мира устанавливались бы детекторы радиации, а сейчас это делается. Четыре года назад не было формального соглашения по возвращению на хранение российского отработанного ядерного топлива на основе высокообогащенного урана, а сегодня оно подписано.
Что самое важное, четыре года назад не было всемирного партнерства в рамках 'большой восьмерки', и на нераспространение оружия массового поражения не выделялось 20 миллиардов долларов. Сегодня все это есть.
Безопасность ядерных и радиоактивных материалов - одна из важнейших задач по борьбе с международным терроризмом. Соединенные Штаты будут и далее прилагать все усилия к тому, чтобы наследие 'холодной войны' не стало оружием в руках врагов свободы.
Автор статьи - министр энергетики США.