Многие европейские аналитики оценивают США как научную сверхдержаву, в хорошо финансируемые лаборатории и научные центры которой "утекает" все больше и больше самых светлых исследовательских мозгов. Они обеспокоены тем, что устаревающие европейские университеты и захудалые лаборатории европейских компаний все больше и больше отстают от своих заокеанских конкурентов.
Однако в американских научных и политических кругах бытует совершенно другое мнение. В последних докладах зазвучали жалобы на "размывание американского господства" в исследовательской области. В них звучат предупреждения, что дальнейшие сокращения в федеральном финансировании исследовательских работ не военного характера, а также визовые ограничения для ученых, намеревающихся приехать на работу в США, нанесет научно-исследовательской сфере еще больший ущерб. Читатели могут успокоиться: мрачные предсказания аналитиков по обе стороны Атлантики явно преувеличены. В период с 60-х по 80-е годы США были мировым лидером в области науки и техники. За последние 15 лет их доля в общем числе важных патентов и выдающихся научных работ явно уменьшилась. Дело не в том, что США замедлили темпы. Дело в том, что огромные европейские инвестиции в образование и научно-исследовательскую работу позволили Европе несколько восстановить утерянные некогда позиции. Например, доля цитат из работ американских ученых в мировых научно-исследовательских журналах снизилась с 52,3 процента в 1993-1997 годах до 49,4 процента в 1997-2001 годах. Доля цитат из работ европейских ученых соответственно выросла - с 36,6 до 39,3 процента.
Американским политикам следует помнить о том, что они уже дважды подавали ложные сигналы тревоги об опасности утери страной мирового лидерства в науке и технике. В 50-х годах они говорили об опасности опережения со стороны Советского Союза, в 70-х - со стороны Японии. Однако Япония и другие азиатские страны по-прежнему оказывают мало влияния на научно-исследовательскую литературу. А доля Японии в приобретаемых США патентах уменьшается, начиная с 1994 года.
Наиболее яркие и выдающиеся тенденции в развитии науки и техники не имеют ничего общего с региональными различиями. Они напрямую связаны с увеличением капиталовложений в научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность во всем мире по мере того, как страны развиваются и богатеют. Общая сумма расходов на НИОКР стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития увеличилась с 380 миллиардов долларов в 1991 году до 630 миллиардов в 2001 году.
Мы все оказались в выигрыше от такого увеличения, как в материальном, так и в интеллектуальном плане. Оно привело к созданию новых товаров и услуг, ускорило экономический рост, который, в свою очередь, дает большую отдачу в интересах исследовательской работы. Оно дает ответы на загадки природы - от тайн человеческого мозга до происхождения Вселенной.
Перспективы научного развития дают основания для оптимизма. Многие страны нацелены на дальнейшее развитие. ЕС твердо намерен увеличить долю расходов на НИОКР с двух процентов от ВВП на сегодняшний день до трех процентов к 2010 году. Хотя такая цель в реальности является недостижимой, она поможет обеспечить существенный прогресс европейской науки. Более реалистичными являются объявленные на прошлой неделе планы Великобритании по увеличению доли расходов на науку и исследования с 1,9 процентов до 2,5 процентов к 2014 году.
Администрация Буша также более щедра к исследовательским работам не военного характера, чем это признают критики. Мы можем с уверенностью идти вперед - в золотой век науки, и не очень беспокоиться о тех, кто останется позади.