Сегодняшняя структура Совета безопасности ООН отражает соотношение сил на нашей планете на момент окончания второй мировой войны и поэтому давно больше не отвечает нынешним реалиям - это сермяжная правда. И, видимо, можно иметь смелость сделать прогноз, что она таковой останется на неопределенное время. Министр иностранных дел Германии Йошка Фишер (Joschka Fischer), наверное, так упорно агитировал в ходе своей растянувшейся краткосрочной поездки по некоторым азиатским странам за то, чтобы и Германия, наконец, получила место постоянного члена важнейшего органа ООН. Быстро это желание, которое лелеяли многие правительства Германии, вряд ли осуществится, если оно вообще возможно. Скорее, придется снова довольствоваться тем, что Германия когда-то снова, как это имеет место с начала 2003 года на предстоящие два года, получит возможность занять в качестве непостоянного члена наряду с девятью другими странами место за приставным столом.
При этом требования о реорганизации Совета безопасности, которые можно слышать не только от немцев, являются, без сомнения, справедливыми. Ведь Федеративная Республика Германия, на которую приходится 8,7 процента бюджета ООН, вносит в него после США и Японии самую крупную сумму, составляющую три миллиарда долларов США. Такая же доля приходится на Германию и по части расходов на проведение мероприятий ООН по поддержанию мира. Иными словами, все остальные четыре постоянных члена, Франция, Великобритания, Россия и Народная Республика Китай, за исключением США, вносят частично существенно меньше.
Но аргумент финансового характера впечатления на международной арене практически не производит. Об этом свидетельствует хотя бы то, что ООН уже почти десятилетие назад сформировала рабочую группу, которая занимается проблемой реформирования. До сих пор нет никакого видимого результата: никто не знает, каким должен быть проект нового мирового порядка, который признавала бы и большая часть мирового сообщества. В конце концов, для внесения изменений в Хартию ООН требуется большинство в две трети от 190 стран-членов организации. Но и это не решило бы вопрос автоматически: дать согласие должны, в частности, также все пять постоянных члена. А у них есть право вето, без них, одним словом, ничего не будет.
Именно тут появляется первый барьер на пути реформы, которая заслуживала бы такого названия. Эксклюзивный кружок 'пяти' в той или иной степени, конечно, выступает за то, чтобы предоставить больше ответственности за положение дел в мире также другим крупным государствам. Но отказываться от своих привилегий, которыми они наделили сами себя, постоянные члены никак не желают. Ярким примером является среди прочего договор о запрещении ядерного оружия, который наделяет правом на обладание арсеналом ядерного оружия только эти государства.
Не легче преодолеть и второй барьер. Среди постоянных членов Совета безопасности с новой структурой должно быть полностью устранено несбалансированное представительство континентов. Но тогда тут же встает вопрос, а кто же должен представлять различные регионы мира. Индия по численности населения является вторым государством в мире, если говорить об Азии, то тут же всплывает Пакистан. Претензии в Азии выдвигают также Япония и Индонезия. В Африке в списке уже давно значатся Египет, Нигерия и Южная Африка. В Латинской Америке это, прежде всего, Аргентина, ее соседи - Бразилия и Мексика.
Но поскольку слишком большой по составу Совет безопасности будет еще менее эффективным, чем сегодня, то придется выбирать. Будут открыты настежь двери для недоверия, недовольства, зависти и тщеславия. Придется всеми силами бороться за голоса, причем, наверняка, будут иметь место и предложения, связанные с вознаграждениями за услуги сомнительного характера. Напомним, когда в конце 1997 года Германия начала дипломатическое наступление, направленное на ее прием в Совет безопасности в качестве постоянного члена, правительство Рима стало достаточно активно пресмыкаться перед американскими парламентариями итальянского происхождения, чтобы сделать подкоп под это дерзкое требование.
В таких условиях окажется, наверное, чудом, если рабочая группа по реформе Совета безопасности, обязанная до конца этого года представить свои предложения, выложит на стол что-то конкретное. Приходится ожидать, что в отшлифованных дипломатических формулировках можно будет, скорее, увидеть что-то необязательное. Как уже часто случалось. Иными словами, международное сообщество, в котором, по крайней мере, официально все равны, в любом случае - иллюзия. И это понимает также немецкий министр иностранных дел.